Сколько окон в здании Эмпайр-стейт-билдинг?

    Опубликовано 7 мая 2021

Некоторые из них [молодых бенгальцев «Бхадралоки»] хотели внести какой-то вклад. Они придумали «Брахмо-самадж». «Окей, индуизм хорошо. Мы не хотим быть христианами». Поэтому они придумали что-то посередине – «Брахмо-самадж» и также «Миссию Рамакришны». Миссия – это английское слово, не бенгальское. Оно стало бенгальским словом благодаря Вивекананде. С какой целью? «Индийская религия – какая-то из другого мира. Мы должны спуститься с небес на землю. Иисус помогал бедным. Посмотрите, сколько у нас бедных». Сначала британцы сделали индийцев бедными. Зачем они пришли в Индию? Чтобы ограбить её. Сделав это, они сказали: «Вы видите, это просто бедная страна. Нам нужно управлять вашей страной, потому что вы не умеете управлять ей правильно!»

Бхактивинода Тхакур был очарован всем этим в своей юности. Конечно, всё это внешнее. Он – великий чистый преданный Господа, но он описывает историю своей жизни. Он начал изучать вайшнавские тексты и понял, каковы масштабы этого. Основная часть британского образования – это христианство: «Иисус гораздо лучше, чем все ваши там, Бог Кришна и кто там ещё. Они никогда не существовали. Но Иисус был таким сострадательным».

Но когда Бхактивинода Тхакур начал читать «Чайтанья-бхагавату», он понял сострадание Чайтаньи Махапрабху.

ш́рӣ-кр̣шн̣а-чаитанйа-дайа̄ караха вича̄ра

вича̄ра кариле читте па̄бе чаматка̄ра (Ч.-ч., Ади, 8.15)

В «Чайтанья-чаритамрите» говорится, что, если человек проанализирует милость Чайтаньи Махапрабху, он просто изумится. Бхактивинода проходит через всё это очарование интеллектуализмом. Для него интеллектуализм означал английский интеллектуализм. Даже до нынешнего времени английский язык преобладает в мире. Есть столько писателей, мыслителей на стольких языках. Но именно английский господствует. <…>

Но в конечном итоге Бхактивинода Тхакур чувствует, что в действительности эта гьяна, этот интеллектуализм, который он считал таким ценным и могущественным, – в действительности это нечто очень слабое. Там нет настоящей силы.

Мы можем подумать: на самом деле интеллектуализм важен и у идей есть последствия. Из сотен этих интеллектуальных книг, которые написаны за последние столетия, есть книги, которые изменили, внесли свой вклад в интеллектуальное общество современного мира. В одной из них написано, что у идеи есть последствия. Марксистские идеи имели последствия. Идеи Гитлера имели последствия. Идеи Дональда Трампа, какими бы они ни были, будут иметь последствия. Не нужно думать, что люди просто приходят и начинают что-то делать. Есть определённые концепции за всем этим. Так что похоже, что интеллектуализм очень важен. Вы можете сказать, что Шрила Прабхупада признавал это. Он писал столько книг и просил их распространять. Идеи важны.

Но джада-видья, или мирское знание, в конечном итоге не могущественно. Это кажется чем-то могущественным, потому что это меняет мир. Меняет русское общество, превращая его в коммунистическое общество. Учение Иисуса Христа изменило лицо западного мира. Учение Хазрата Мухаммеда, мир ему, и его идеи или идеи Аллаха, которые пришли через него, имели огромное влияние. Вы можете сказать, что это имеет огромную силу. Да, это кажется нам чем-то могущественным. Но несмотря на все эти перемены общества – мрачные эпохи сменились средними веками, реформация, просвещение, век промышленных реформаций, постиндустриализм, разные идеи, люди изучают науку, делают открытия, – мир меняется, но в конечном итоге он не изменился. Это всё те же старые: рождение, смерть, старость, болезни, забвение Кришны. Это может казаться чем-то очень могущественным, пока мы не знаем, что истинная цель жизни – найти прибежище у Кришны.

Так что это огромная иллюзия, которая заставляет человека думать, что он поднялся над уровнем невежества. Вот почему это называется видйя. Видйа значит «знание». Но как Бхактивинода Тхакур скажет: се джн̃а̄на аджн̃а̄на джа̄ни, на самом деле это не настоящее знание. Это знание не стоит наших усилий, познания. Мы находим в «Гите» (15.15): ведаиш́ ча сарваир ахам эва ведйо, и в «Бхагаватам» (1.1.2) говорится: ведйам̇ ва̄ставам атра васту. Ведйам – это то, что достойно знания. Это недостойно познания – сколько окон в здании Эмпайр-стейт-билдинг? Незачем знать. Как гусеница превращается в бабочку? Не обязательно знать. Как делать ядерную бомбу?

Бхакти Викаша Свами, фрагмент лекции «Скорбь Бхактивиноды, часть 6», 18 ноября 2016, Майяпур, Индия (21:41)

 

См. также:

Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Нарада пришёл к Рукмини и рассказал ей о Кришне
Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Шамбху. У Вишну с Шивой много общих имён
Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Сваямбху. Брахму тоже иногда называют сваямбху
Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Сваямбху. У Кришны есть такие качества, которые мы не можем проявить даже частично
Вайшнав должен тщательно избегать общения с обычными людьми
«Вишну-сахасра-нама» сосредотачивает нас напрямую на Кришне. Она помогает нам перестать фокусироваться на себе
«Шри Вишну-сахасра-нама» дает нам среду, благодаря которой можно разбирать разные темы «Бхагаватам»
Сначала нам нужно разобраться — в чем цель общества вайшнавов
Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Каждый должен понять, что Абсолют обладает непостижимыми энергиями
Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Прославлять Верховную Личность Бога — самая благоприятная деятельность
Сегодня Гаура-пурнима | Только благодаря особой милости Шри Чайтаньи Махапрабху самые падшие становятся самыми возвышенными
Прежде чем спрашивать — как быть терпимым, надо понять — что терпеть, а что терпеть не следует
Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Ишвара. В школе Бога атеисты получат двойку
Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Ишвара. Мы способны обрабатывать только очень ограниченное количество информации
Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Ишвара. В этом мире мы видим, что контроль исходит от личности
 

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Пометить