Человек кладёт свой разум к стопам гуру. Но это не означает, что он отключает свой разум
Опубликовано 28 апреля 2017
Даже если кто-то действует как гуру, говорит и делает всё правильно, но затем он что-то меняет, ученик при этом может быть достаточно разумен, чтобы понять это: «Он внёс изменения, он не на верном пути». Гуру может менять политику или своё отношение к чему-то. И даже какую-то философскую позицию — это более тонкие вещи.
Например, мы не видим сейчас в гаудия-сампрадайе свакия-вади — тех, кто исповедует, что Кришна женился на гопи. Но раньше такие были. И Джива Госвами поддерживал свакия-ваду. Хотя позднее Вишванатх Чакраварти поправил его, и с того времени вся гаудия-сампрадайя принимала паракия-ваду — что Кришна и гопи не женаты. И что же правда? И то, и другое. Это зависит от того, куда вы хотите отправиться в духовном мире.
Так что, возможно, даже по каким-то философским моментам человек может изменить свою позицию, но не основные правила, которые Шрила Прабхупада описывает в своём комментарии на стих анйабхилашита-шунйам джнана-кармадй-анавритам / анукулйена кришнану-шиланам бхактир уттама… Он говорит о бескорыстии, о полной преданности Кришне. Вот это основной принцип, и из этого рождается сат-сиддханта, правильное понимание. Если человек не сосредоточен на этом, то может возникнуть неправильное понимание. В сат-сиддханте могут быть какие-то подсиддханты, например, свакия-вада, паракия-вада. И то, и другое приемлемо. Или могут быть преданные, которые видят Лакшми-Нараяну как Всевышних, или Раму как Всевышнего. Если мы говорим с точки зрения раса-вичара, то гаудии, конечно же, будут выше всего. Мы провозглашаем это. Гаудии Радхи и Кришны будут выше, но, если, например, кто-то принимает Раму как своего великого Господа, это тоже приемлемо. <…> Нароттама дас Тхакур в своей «Према-бхакти-чандрике» после анйабхилашита шунйам цитирует санскритские стихи, которые произнёс Хануман. Хануман говорит, что Шринатх, то есть Нараяна (или, если вы гаудия, то вы знаете, что Шринатх — это Кришна), и Джанакинатх, то есть Рамачандра, Дашаратха-сута, — это всё один Господь, единый Господь, Верховный Господь. «Но в любом случае, — говорит Хануман, — меня интересует Рама, Он — моя жизнь и душа».
Гуру может в каком-то смысле меняться. Он может подчеркивать какие-то разные аспекты в рамках вайшнавизма. Но он никогда не идёт на компромисс в принципе чистого преданного служения. Он никогда не станет неправильно его представлять. И Кришна даёт [ученику] разум, чтобы понять это.
Это записано в «Бхагаватам»: гуру-девататма — необходимо рассматривать гуру как Бога, как свою жизнь и душу. Об этом говорит «Бхагаватам» и об этом говорят все шастры: сакшад-дхаритвена самаста-шастраир уктас татха бхавйата эва садбхих, все шастры, все великие традиции почитают гуру. Это требует определённой простоты. Простота — значит некая безусловная вера: «Вот, я существую, есть трансцендентный мир, и посредником между нами является гуру. Если предашься гуру, он перенесёт тебя на другую сторону». Это требует определённой веры. Это требует простоты, потому что нельзя самому отыскать духовный мир какими-то научными способами. Мы не сможем обнаружить духовное существование, это требует веры в то, что есть духовный мир, и мы можем подняться до этого уровня, но нам нужна помощь. И эта система даётся. Система, когда мы идём через гуру, требует смирения, простоты.
Но в то же время человек должен пользоваться разумом. Как правило, человек кладёт свой разум к стопам гуру, руководствуясь его наставлениями. Это отличается от западного мира, где люди говорят о свободе, индивидуальности. Для них кажется ужасающей идея кланяться другому человеку, для них это просто невообразимо. Но такова ведическая система: человек кладёт свой разум к стопам гуру. Но это не означает, что он отключает свой разум. Гуру, садху и шастра – это всё должно стоять на одной линии. Если мы видим кажущееся противоречие между гуру и шастрой, нужно идти к гуру и спросить, что происходит, и он, может быть, объяснит. Если мы не будем удовлетворены ответом, то можем подумать, что с гуру что-то не так.
Кришна был гуру Арджуны. И Арджуна несколько раз говорил Кришне: «Хорошо, Ты говоришь мне всё это, но это кажется мне нелогичным, что происходит?» И Кришна объяснил. Арджуна не был таким уж простачком. Его нелегко было убедить. Он не говорил просто: «Да, да, да». «Это мне кажется неправильным», — говорил Арджуна, и Кришна объяснял. «Всё равно мне кажется неправильным…» — Арджуна выдвигал разные возражения, основанные на его неправильном понимании шастры. То есть Арджуна использовал все эти слова: карма, джанма… Арджуна спрашивал Кришну, и Он объяснял ему всё.
Бхакти Викаша Свами, фрагмент лекции «Благочестивый — значит глупый?»