О, материальная жизнь прекрасна!
Опубликовано 24 апреля 2021
«Я [Бхактивинода Тхакур] претерпел столько трудностей, придя к Твоим лотосным стопам. Сейчас я расскажу Тебе [Господь] историю о своих бедах, о своих беспокойствах». Бхактивинода Тхакур даёт очерк своей жизни. В общем, это пример жизни каждого. Люди рождаются, растут, в данном случае он путешествовал в разные места. Но это, в общем-то, описание жизни каждого человека. Обычно эти слова идут в такой последовательности: пунарапи джананам пунарапи маранам, пунарапи джанани джатхаре шайанам. Снова и снова мы рождаемся, затем умираем. Снова и снова мы оказываемся в утробе матери.
Бхактивинода Тхакур рассказывает историю своего горя, начиная с момента, когда он находился в утробе матери. «Когда я был во чреве своей матери, бишама, в очень ужасном положении, жутко связанный, упакованный…» Это описание приводится в «Шримад-Бхагаватам» – страдания ребёнка в утробе. Он вспоминает: «Однажды, Прабху…» Он обращается к Кришне как к Прабху. «Однажды, Прабху, Господь, Ты показал мне Себя. И затем Ты обманул этого низкого Твоего слугу». Обманул – значит Он показался и затем снова исчез. И больше он Его не видел. «Именно тогда, – вспоминает Бхактивинода, – тогда в утробе я принял твёрдое решение, что после того, как рожусь, я буду поклоняться Тебе». Он обращается непосредственно к Кришне здесь. Это не просто философское утверждение. Он говорит: «Я решил, что буду поклоняться Тебе. Когда я родился, я пал в сети майи, иллюзии. У меня не осталось никаких следов знания. Всё исчезло, на хоило гйана-лава».
Адарера-чхеле, сва-джанера коле хасийа катану кала. «Будучи любимым ребенком, я находился на коленях своих родственников. Они передавали меня с коленей на колени. Я улыбался им. Так я проводил своё время». Это не похоже на какую-то грустную историю, не так ли? «Я был маленьким мальчиком. Родственники играли со мной, тискали меня. Я улыбался, джанака-джанани-снехете бхулийа, купаясь в любви своих родителей». Это может включать всех старших, в общем. «Я забыл обо всём из-за любви своих родителей. И тогда я подумал: "О, материальная жизнь прекрасна!"».
Мы переводим слово самсара как «материальная жизнь с негативными иллюзиями». Но для материалиста самсара значит «семейная жизнь». Материалист не считает это чем-то плохим. Иногда идёшь в чей-то дом, и человек говорит: «Это моя самсара, это мой дом, семья, дом, коровы, всё это». Он не чувствует это как плохое, что он связан чем-то. «Это просто моя жизнь. Я так живу в мире».
Когда мы говорим это, мы должны быть трансценденталистами. Мы называем это самсарой – сам̇са̄ра-да̄ва̄нала – бушующим пожаром материального существования. Но для материалистичного человека: «Это моя жизнь. Моя жизнь!» Он подумал: «О, самсара прекрасна! Все хорошие. Родственники гладят меня по голове, улыбаются мне, щипают меня. О, как хорошо!»
Неизбежно постепенно он стал маленьким мальчиком, краме дина дина. И что он делал? Он играл с другими мальчишками. Он говорит сам: я играл с другими мальчишками. Через некоторое время желание знания проснулось во мне. Я начал очень серьёзно изучать денно и нощно. Бхактивинода будет больше подробностей приводить в других песнях.
Бхакти Викаша Свами, фрагмент лекции «Скорбь Бхактивиноды, часть 5», 18 ноября 2016, Майяпур, Индия (18:48)