Любить всех — значит давать им сознание Кришны
Опубликовано 26 сентября 2018
Еще одно слово «благотворительность». Что подразумевается под благотворительностью? Это означает давать людям сознание Кришны. Спасать тело — это все равно что спасать рубашку человека, который тонет. То есть лежит умирающий, вы подходите, у вас есть инъекция, которая его спасет. И тут вы замечаете, что у него на рубашке дырка. И вместо того, чтобы сделать ему инъекцию, вы начинаете зашивать эту дырку. Зашив дырку, вы говорите: «Смотрите! Я помог ему, зашил дырку». Вы можете даже дать рекламу: «Мы зашили столько-то дырок людям. Мы занимаемся благотворительностью по всему миру». Другие будут думать: «Ничего себе! Столько рубашек зашили, столько дырок!» Но, между тем, все эти больные люди уже умерли.
Нам нужно давать людям сознание Кришны. Если мы, обладая сознанием Кришны, не даем его людям, то мы совершаем такую же глупость, как человек, который имеет инъекцию, способную спасти умирающего, но зашивает дырочку в рубашке. Мы совершаем насилие, отказывая людям в возможности обрести сознание Кришны.
Хорошо, как насчет слова «любовь»? Переводчик говорит по-русски: «Любовь». Для меня слишком сложно, для этого мне нужно быть русским, чтобы произнести это слово. По-французски «лямур», на бенгали «бало баша», на хинди «пиа». Я предполагаю, что в каждом языке существует это слово «любовь». Любовь — это очень духовное слово. Когда говорят «мы должны любить всех» — это псевдодуховность. Это призыв любить всех каким-то очень абстрактным способом.
Есть более практичные, приземленные люди. Например, мать Тереза из Калькутты, которая любила всех бедных и обездоленных. И она отправляла добровольцев на улицы Калькутты для того, чтобы найти там умирающих людей, о которых никто не заботился. И она отвозила их к себе домой для того, чтобы они комфортно умирали у нее дома. И после того, как они долгое время жили на улицах Калькутты, у них появлялась замечательная возможность умереть в приюте. Но если они вдруг выздоравливали, находясь в этом приюте, то их просто вышвыривали из этого приюта, чтобы принять в следующий раз, когда им станет плохо. Таким образом, мать Тереза стала необычайно знаменитой во всем мире именно из-за своей огромной и необъятной любви. Но Шрила Прабхупада часто говорил, что даже животные проявляют любовь к своему потомству. Поэтому такая любовь не имеет никакого отношения к духовности.
Если я люблю Индию, автоматически это означает, что я ненавижу Пакистан. И наоборот: если я люблю Пакистан, значит, я ненавижу Индию. Я не хотел бы приводить примеры, связанные с Россией, чтобы не быть вовлеченным в политические разборки. Но вы поняли, о чем я говорю. Что делает стая собак, когда видит какую-то чужую собаку? Они начинают лаять на нее. То есть друг друга они любят, но чужака они ненавидят.
Сознание Кришны подразумевает, что мы любим всех. Но любим не как-то абстрактно. Сознание Кришны означает, что любовь нацелена на Кришну. А что значит любить Кришну? Предаться Ему. Делать все для Его удовольствия. Только тогда мы сможем любить всех других живых существ, видя, что они являются неотъемлемыми частицами Кришны.
И Шрила Прабхупада на самом деле очень милостиво научил нас любить. Для того чтобы любить, необходимо понять, кого любить. Любить — значит любить Кришну. Если объектом любви является не Кришна, то такая любовь является искаженным отражением изначальной любви к Богу.
В одном из первых номеров журнала «Назад к Богу», в 40-е годы, то есть еще до своего приезда в Америку, Шрила Прабхупада процитировал известную во всем мире на тот момент личность, описавшую безумство и ненависть второй мировой войны. Под влиянием ненависти немцы убивали русских, русские убивали немцев. И эта война охватила, по сути, четыре континента, даже Африку и Америку. И Шрила Прабхупада говорил: «Прежде чем избавиться от ужаса ненависти, нужно избавиться от ужасов любви». Поскольку ужасы ненависти являются результатом того, что свою любовь мы направили не на тот объект. В материальном мире любить что-то или кого-то означает ненавидеть нечто другое или кого-то другого. По крайней мере, потенциал этой ненависти уже заложен в этой любви. Например, во время войны гибель солдата считается героизмом, проявлением любви к родине. То есть вы проявляете любовь к своей родине, заставляя других умирать за свою родину. Во время войны сталкиваются две армии. И солдаты лично друг друга не знают, они не знакомы, у них нет никакой личной неприязни к своему противнику, поскольку они не знакомы. И их противник находится в таком же положении. У каждого солдата тоже есть жена, дети, семья и так далее. Но русский думает: «Это немец. Я должен его убить». А немец думает: «Это русский. Я должен его убить».
Причиной ненависти является вот это безумство любви, когда человек считает себя немцем или русским. Такая любовь приводит к катастрофе. Любовь означает любить Кришну. Даже если мы вообразим себе, что мы любим всех, это просто невозможно до тех пор, пока мы не поймем, что каждый является неотъемлемой частицей Кришны.
Когда человек говорит: «Я люблю Россию», это значит, что ему нравятся люди, которые населяют Россию. Но Шрила Прабхупада говорил: «Хорошо. А как насчет животных? Есть животные, которые тоже родились в России. Почему мы их не любим? Они тоже русские! Русские коровы…» Поэтому нужно понимать, что любовь означает любовь к Кришне. А любовь к остальным проявляется в том, что вы пытаетесь дать им сознание Кришны. Мы можем долго говорить о любви и повторять «любовь, любовь, любовь». Но любовь подразумевает давать людям знание о сознании Кришны. А так называемая любовь, когда вы загадочно кому-то улыбаетесь, туманным взором поведя, — все это глупости.
Например, Шрила Прабхупада проявлял свою любовь ко всем живым существам, называя тех, кто не обладает сознанием Кришны, глупцами и негодяями. Вот так он проявлял свое ненасилие. Он хотел, чтобы их дремлющее сознание Кришны проснулось.
Бхакти Викаша Свами, фрагмент лекции «Словарь Шрилы Прабхупады» (Нижний Новгород, август 2018 г.)