Люди видят, что в каких-то местах под прикрытием преданного служения некоторые лидеры кладут себе в карман
Опубликовано 1 апреля 2018
Итак, если говорить реалистично, будучи в Движении сознания Кришны, мы встречаемся с преданными или псевдопреданными, которые иногда совершают кражи. Кто-то в южном Лондоне, будучи бухгалтером, воровал не из храма, но подделывал счета. Его посадили за это в тюрьму. Недавно в одном центре президент храма сказал мне, что у него столько беспокойств, потому что уже много лет там есть преданные, про которых говорят, что они очень хорошие, однако они всё время крадут. Они имеют репутацию чистых преданных, то есть с ними сложно что-то сделать.
Я сам столкнулся с подобной ситуацией, когда был президентом храма. Некоторые так называемые преданные очень искусно воровали, и при этом их не удавалось поймать. И Джи-Би-Си не позволяли мне их выгнать, потому что в тот момент, когда [представитель] Джи-Би-Си приезжал, этот преданный превращался в ангела, а когда уезжал, тот возвращался к своим уловкам. Я всё равно его вышвырнул. За это меня отругали Джи-Би-Си и гуру, но это одна из лучших вещей, которые я когда-либо делал.
Что же делать? Брахманов не должны наказывать. Но у меня на это радикальные взгляды. Я не думаю, что просто поскольку у кого-то шнур на плечах, он является брахманом. Если вы видите птицу, которая ковыляет как утка, плавает как утка и крякает как утка, это утка. Вы можете называть его брахманом. Кто-то может быть лжецом и обманщиком, но при этом иметь шнур на шее, но это не означает, что он брахман. Он не брахман.
Согласно шастрам брахманов не должны наказывать. Особенно не нужно наказывать преданных. Кришна Бхагаван говорит:
апи чет су-дурачаро
бхаджате мам ананйа-бхак
садхур эва са мантавйах
[«Бхагавад-гита», 9.30]
«Если кто-то является моим преданным, – говорит Кришна, – ананйа-бхак, его единственная цель – поклоняться Мне, такой человек – святой». Это очень важно. Кришна не говорит, что любой, кто сказал один раз Харе Кришна – святой. Он говорит: ананйа-бхак – «тот, кто полностью посвятил себя Мне». И в следующем стихе: кшипрамбхавати дхарматма. Даже если у него какие-то проблемы, он очень быстро становится праведным. Если человек является рецидивистом, если он вновь и вновь совершает проступки, мы не можем считать его настоящим преданным.
Все эти вещи нужно учитывать. Легко говорить о любви и мире, обниматься и так далее, но когда вы пытаетесь управлять центром, усилить проповедь, тогда приходится быть более реалистичным. Арджуна пытался быть хиппи на поле битвы Курукшетра. Он говорит: «Давайте любить всех, обнимать всех, давайте простим их!» Кришна сказал: «Ты – последний глупец! Иди и убивай их! Это то, что ты должен делать!» Мы не идём и не убиваем их, но мы не хиппи. Кришна говорит: «Судурачари – те, кто совершает самые отвратительные поступки, могут считаться святыми, если их мотив поклоняться только Мне».
Билвамангал Тхакур на самом деле был судурачари. Он вёл себя очень плохо в том смысле, что регулярно посещал проститутку. Но вдохновлённый ею он сказал: «Всё, я прекращаю, я отправлюсь во Вриндаван!» Однако по дороге он снова привлёкся. Это пример того, кто полностью посвятил свою жизнь Кришне, но из-за дурной привычки он снова привлекался греховной деятельностью. Мы вспоминаем эту историю. Это часть памятования о нём. Какой великий преданный, ведь он преодолел это! Мы не говорим: «Ну, он был охотником за женщинами! Он пошёл во Вриндаван и по дороге туда снова привлёкся женщиной. Всё его бхакти было ложью!» Оно не было ложью! Он был великим преданным. Но если человек, прикрываясь тем, что он преданный, имеет регулярную привычку соблазнять женщин, он не может считаться святым, он – негодяй!
К любому, кто серьёзно и с любовью служит Господу и совершает ошибки, нужно относиться с желанием исправить его, нежели наказать. В то же время кто-то может совершать служение и общаться с преданными, но, если он не способен контролировать ум и чувства в необходимой мере, он может приносить беспокойства в общество преданных, нам нужно поступать с ним соответствующим образом. Как в светском обществе, так и среди преданных, если мы не исправляем тех, кто поступает неправильно, то мы таким образом говорим, что все могут делать всё что хотят. Как говорится, сырые дрова только всех разгоняют, одно гнилое яблоко испортит весь мешок. Если, прикрываясь миром, любовью, терпимостью, мы позволяем вору находиться среди людей, которые хотят быть хорошими и честными, они не останутся, они уйдут. Придут новые воры и скажут: «Ему сошло с рук? Давайте тоже!» Те, кто нечестны и при этом не склонны быть ворами, получив плохое общение, тоже могут стать ворами.
Я наблюдал широко распространённый феномен. Некоторые люди приходят в это Движение с хорошими намерениями, и они видят, что в каких-то местах под прикрытием преданного служения некоторые лидеры кладут себе в карман. (Я не говорю именно об Англии, я не проводил здесь много времени, не знаю, что здесь происходит, я не комментирую местную ситуацию). Такие люди не видят чистого преданного служения, которым они изначально привлеклись. Они видят что-то нехорошее в других, они сами становятся такими. Так что, если мы не исправляем, появляется целый синдром обмана, лжи под именем преданного служения. Это очень сложно исправить. Есть центры, в которых такое происходит годами. Естественно, дух преданности не силён. Где преданность, если, прикрываясь бхакти, они собирают пожертвования?
Есть один большой центр в нашем Движении, где президент храма сказал мне, что все проповедники… В Индии это такой эвфемизм, обозначающий сборщика пожертвований. Потому что, когда они пытались затянуть гайки и ввести правило получения квитанций за все собранные пожертвования, те сильно взбунтовались. Они не хотели получать квитанции, потому что жертвователи давали наличные этим преданным, а те тратили их на своих жён и детей, то есть крали их. Понятно, что те пожертвования, которые они приносили с чеками, шли храму, и они получали свой процент, но они не приносили пожертвования наличными. Наличные они клали в свой карман.
И когда появляются такие синдромы, трудно остановить это. Один стежок, сделанный вовремя, стоит девяти. В том центре президент храма был очень популярен. Он хотел произвести серьёзную чистку. На самом деле их было двое. Они приходили один за другим, но синдром всё равно сохранялся, потому что было много таких [людей], это было похоже на банду.
В таких случаях мы должны наказывать, но опять же мы можем видеть: тот, у кого плохие намерения, тоже может измениться. Это тоже возможно. Джагай и Мадхай изменились. Но, с другой стороны, мы не приглашаем таких людей жить в ашраме, не даём им ответственные посты, пока не увидим, что их сердце изменилось. Мы должны быть очень осторожны в назначении людей на разные посты.
Что нам делать? Сообщать в полицию? В некоторых случаях, возможно, приходится идти на такое. Однако обычно Шрила Прабхупада не хотел так поступать. Особенно с преданными. Был один случай, когда представитель Джи-Би-Си, санньяси, пал. Сообщили, что он забрал с собой много денег. У Прабхупады спросили: «Нужно ли сообщить в полицию?» Шрила Прабхупада сказал: «Да, если эти обвинения истинные». Но затем Прабхупада сказал: «Нет. На самом деле, он – наш человек, он совершил много хорошего служения. Его не нужно осуждать». Позднее обнаружилось, что эти обвинения были ложными. Люди думали, что он совершил много хорошего служения, затем майя накрыла его и он забрал деньги. Но Шрила Прабхупада не хотел его наказывать. Может быть, если бы это был какой-то новый человек, Прабхупада и вызвал бы полицию.
Другой момент: если мы вызываем полицию, это, возможно, [создаёт] плохое общественное мнение. Люди будут думать, что в этом Движении есть воры и мошенники. Это тоже нужно учитывать. Из-за дурной деятельности одного человека может пострадать репутация всего общества преданных. В некоторых случаях к закону нужно прибегать. Опять же, нужно быть экспертом, учитывая время, место, обстоятельства.
Бхакти Викаша Свами, второй фрагмент из лекции «Наказание и терпимость, часть 2»