«ИСККОН сегодня — общество с идеальной философией, но без какой-либо культуры»

    Опубликовано 6 февраля 2019

Предлагаем вашему вниманию беседу с Гокулачандрой прабху (БВКС), президентом храма и лидером общины в городе Салем (Южная Индия). Эта община развивается уже много лет под руководством Бхакти Викаши Свами. В настоящее время силами местных преданных реализуется грандиозный проект — строительство каменного храма, который сможет вместить тысячи преданных. В первой части интервью специально для bvks.ru Гокулачандра прабху рассказал о жизни общины, брахмачари-ашраме и о том, чему западные преданные могут научиться у индийских преданных.

— Расскажите, пожалуйста, как в Салеме создавалась община преданных.

— Мы организовали группу санкиртаны под названием «БВКС. Путешествующая санкиртана» и распространяли книги в основном в Северной Индии. Это продолжалось с 1994 по 1998 годы. Открыли центр в городе Вишакхапатнам и стали там проповедовать студентам. Потом по некоторым причинам нам нужно было переехать в Тамил-Наду. Там мы тоже распространяли книги и пришли к пониманию, что, просто путешествуя, мы не можем культивировать людей, поэтому нужно остановиться в одном месте и проповедовать. В то время в Тамил-Наду было только четыре храма ИСККОН. Мы проехались по всему штату по разным городам, распространяя книги и проверяя, где же лучше остановиться. Из всех мест Салем оказался самым лучшим.

Нас было трое, двое из Хорватии, один из Польши. Позже присоединились еще пять-шесть преданных с Запада. Мы сняли дом и стали проводить там воскресные программы. Распространяли книги и приглашали людей на воскресные программы, проповедовали в колледжах. К нам присоединился один местный мальчик Кришна дас прабху. Он знал только тамильский язык и совсем не знал английского, а мы все не знали тамила. И когда он присоединился, мы общались жестами. Он не знал даже, как сказать по-английски «да» или «нет». И он до сих пор здесь, сейчас он вице-президент храма.

Махарадж был для нас ключевым фактором: его приезд всегда вдохновлял нас. Постепенно проповедь росла, приходили больше людей. Я помню, что на первый фестиваль пришло 100 человек, и мы были так счастливы и вдохновлены, что написали Махараджу: «100 человек пришло!» Он ответил: «Великую проповедь вы делаете!» 100 человек в Индии — это смешно… На последнее Джанмаштами пришло 75 тысяч человек.  

Сейчас у нас есть земля, мы выращиваем рис, дал, у нас есть 30 коров. Грихастхи приобрели землю недалеко от храма, 40 семей переехали сюда, строят дома. В брахмачари-ашраме живут около 40 брахмачари, мы обучаем их 2-3 года, а потом отправляем проповедовать в различные места. Четыре брахмачари недавно отправились на Шри-Ланку, чтобы распространять там книги. 

— Вы сказали, что когда начинали проповедовать в Тамил-Наду, здесь было всего четыре ИСККОНовских храма. Где именно они располагались?

— Ченнай, Мадхурай, Коимбатур и Шри Рангам. В других местах было полностью свободно. Сейчас в каждом городе штата есть центр ИСККОН.

«ЭТОТ ХРАМ БУДЕТ СТОЯТЬ СОТНИ И ДАЖЕ ТЫСЯЧИ ЛЕТ»

— А как появился проект каменного храма, который вы сейчас строите?

— Махарадж дал мне наставление: «Ходи в древние местные храмы и смотри, как они функционируют. Удупи, Тирупати, Шри Рангам…» Он сказал построить каменный храм, потому что в Тамил-Наду много камня, и все храмы построены из него. Махарадж спросил: «Сколько храмов ты можешь построить за всю свою жизнь?» «Не знаю, я хочу распространять книги, один могу…» «Поэтому построй первоклассный храм из камня!»

Кришна вдохновил Махараджа, и получается, что, строя этот храм, мы тратим не больше, а порой даже меньше денег, чем если бы мы строили его из бетона и металлоконструкций. Я думал, будет в десять раз дороже. Грихастхи-преданные помогают нам получить камень подешевле, преданные жертвуют. И стоять такой храм будет сотни или даже тысячи лет.  

Кто-то спрашивал, почему тогда в Майяпуре тоже не строят здание планетария из камня. Но там место на берегу Ганги, где только глина и песок. Там нет камня, привозить его очень дорого. Им нужно использовать материал, который легко достать. Поэтому в Бенгалии все старые древние храмы построены из кирпичей, которые там доступны. В Северной Индии храмы построены из песчаника. Во Вриндаване храм Мадана-мохана построен из красного песчаника. Мы используем материал, который легко достать здесь.

Итак, Махарадж дал наставление посетить древние храмы, чтобы увидеть, как они работают. И я увидел, что система в них построена так, что грихастхи выполняют все служение в храме. Санньяси занимаются гурукулой, обучением. К храмам прикреплена собственная земля, чтобы можно было выращивать рис, дал для нужд храма и для тех, кто служит в храме. Они не зависят от сбора пожертвований, они обеспечены. Если вы поедете в Удупи, там два раза в день раздают прасад. Рис, сабджи, дал, пахта. Бесплатно и для всех. Обед и ужин. В Тирупати они распространяют 75 тысяч порций каждый день, во время выходных 200 тысяч, а во время фестивалей — один миллион. Махарадж сказал, что мы тоже должны начать распространять прасад каждый день: каждому полную тарелку. Поэтому мы стали выращивать рис и дал. Недавно мы достали восемь бронзовых котлов, в одном таком котле мы можем приготовить прасад на три тысячи человек. Один котел весит одну тонну. Таким образом в строящемся храме мы сможем распространять прасад каждый день в прасадам-холле для 800 человек на первом этаже и для 800 человек на втором.

— Это не то же самое, что «Пища жизни»?

— Здесь это называется прасадам, каждый знает, что такое прасадам. Люди приходят и получают прасад в храме. Мы также распространяем прасад на рынках и собираем там пожертвования.

Как только храм откроется, тут появится большое поле для проповеди молодежи. Мы построим Прабхупада-кутир, холл для ведических самскар, большой зал для праздников, ягьи, ведических церемоний. Также у нас будет диорама со сценами из Бхагаватам. Недавно мы получили сертификат от министерства образования ИСККОН и можем проводить свои курсы Бхакти-шастри.   

Итак, брахмачари будут проповедовать, их главная цель — привлечение людей и распространение книг. Также мы имеем гурукулу. Грихастхи будут заняты в служении в храме, поклонении Божествам, приготовлении прасада. Хотим ввести курсы по готовке и игре на музыкальных инструментах, очень много западных преданных приезжают, мы хотим их обучать.  

«ШРИЛА ПРАБХУПАДА ХОТЕЛ, ЧТОБЫ ЗАПАДНЫЕ ПРЕДАННЫЕ ПРИЕЗЖАЛИ В ИНДИЮ И ПЕРЕНИМАЛИ КУЛЬТУРУ»

— Часто Гуру Махарадж на лекциях и в личных беседах советует посетить Салем. Почему?  

— Причина очень простая. Она в том, что в Южной Индии еще сохранилась ведическая культура, это можно видеть по тому, как здесь функционирует общество. Здесь можно встретить шри-вайшнавов, строгих последователей Мадхвачарьи. Мы можем увидеть, как живут грихастхи, как муж обращается с женой, как жена обращается с мужем. Здесь можно изучить культуру, отношения. ИСККОН — это молодое общество, мы существуем всего 50 лет. Мы имеем идеальную философию, которая снисходит по парампаре, но культуру мы должны перенять. Основные, базовые вещи мы должны знать: как принимать омовение, как не есть левой рукой, что такое мучи и шучи, как общаться со старшими, как правильно строить отношения с преданными. Мы общество с реальной философией, но без какой-либо культуры. Поэтому Шрила Прабхупада хотел, чтобы западные преданные приезжали в Индию и перенимали культуру.

Конечно, эта культура уже не такая, как прежде, но остатки ведической культуры еще есть. Я всегда удивляюсь, видя, как преданные здесь общаются друг с другом, как они вдохновляют друг друга, прогрессируют. Я живу в Индии 25 лет, но каждый день учусь чему-то новому. Я ничего не знаю, каждый день я узнаю что-то новое. Можно видеть, что западные преданные очень вспыльчивы, амбициозны, импульсивны. Местные преданные умиротворенные, смиренные, простые, мягкие, застенчивые, не агрессивные. Я ни разу не видел, чтобы преданные в Южной Индии дрались друг с другом. Это то, что мы должны перенимать. Вайшнав — это превосходный джентльмен. Это вайшнавская культура.

Западные преданные, когда приезжают в Индию, видят, что это грязная страна, что с материальной точки зрения здесь все не организовано. И они думают, что Индия — отсталая страна. Да, индийские преданные не амбициозны материально, они амбициозны духовно, они каждый день проводят пуджу, поклоняются Богу. Однажды я был занят на стройке, пришли 20 человек, они несли с собой красный флаг с молотом и серпом. Коммунистическая партия Салема. И они спросили, кто здесь главный. Я ответил: «Я главный слуга». Они сказали: «Мы строим штаб-квартиру для нашей партии и собираем с каждого дома что-нибудь, дайте нам пожертвования». Я ответил: «Вы коммунисты и не верите в Бога, почему вы спрашиваете деньги Бога?» И 20 человек начали кричать: «Кто сказал, что мы не верим в Бога?» Пятеро из них заявили, что они Вишну-бхакты: «Я каждый день хожу в храм, провожу пуджу у себя дома. Мы верим в Бога!» Я пригласил их на прасад, они съели полные тарелки и ушли довольные. Я им ничего не пожертвовал. Это индийские коммунисты. Они благочестивые, но просто сбитые с толку. Политически они получают поддержку от правительства, поэтому занимаются этим. Каждый здесь верит в Бога.

В одном месте Прабхупада сказал, что каждый житель Индии является преданным. В этом идея: западные преданные перенимают культуру и вдохновляются следовать Прабхупаде.

«ИНДИЯ УДИВИТЕЛЬНАЯ. СТОЛЬКО КУЛЬТУРЫ, СТОЛЬКО УВАЖЕНИЯ»

— Какие требования к кандидатам в брахмачари-ашрам?

— Официально нужна рекомендация от местного руководства, чтобы быть принятым в ашрам. Это внешне. Но на самом деле истинная квалификация — искреннее желание служить. За один-три месяца мы проверяем, искренен ли человек. Даже местные преданные не сразу переселяются в ашрам, первые шесть месяцев они живут вне храма, приходят каждый день, выполняют служение.

Некоторые преданные остаются в ашраме на всю жизнь. Нитьянанда прабху из Латвии, он русскоговорящий, выучил тамил, хинди, санскрит, гуджарати, переводит «Шат-сандарбхи» для BBT, самые труднопереводимые книги с санскрита.

Некоторые остаются, некоторые уходят. Есть две причины. Первая — они учатся здесь и уезжают на родину, чтобы проповедовать. Вторая причина — по природе своей Индия очень аскетичная страна, летом очень жарко, много комаров. Вы можете видеть, что в ашраме мы не используем электричество, нет вентиляторов. Где бы вы ни были, приходится терпеть и переносить какие-то аскезы: в России минус 20, минус 30, а здесь плюс 20, плюс 30, плюс 40. В любом случае надо что-то переносить. В чем преимущество Индии? Здесь можно получить полное представление о том, что такое сознание Кришны. Здесь находятся все святые места: мы ездим в Тирупати, Майяпур, Вриндаван, Шрирангам. Мы получаем вдохновение, встречаемся со святыми людьми из других сампрадай. Нет другой такой страны, как Индия. Индия — номер один.

Западные преданные, может быть, более привязаны к комфорту. Кто-то остается, кто-то нет. Но сейчас на самом деле в Индии ситуация стала лучше: появились хорошие дороги, транспортная система не такая, как 20 лет назад. Официально везде было проведено электричество, но по факту оно не работало. Поезда опаздывали на 8-9 часов, сейчас такого нет. Есть мобильная связь, раньше ее не существовало. Мы уже не видим аскетичную Индию. Когда я еду на Запад, я думаю, что там аскетично: люди там настолько грубы в своих привычках и отношениях. Там так много материальных чувственных удовольствий, это давит. Намного легче практиковать здесь, чем на Западе. Сейчас, 26 ноября 2018 года, в Тамил-Наду никто еще не носит мини-юбки. Это Сваргалока для брахмачари! Никакая женщина не подойдет и не заговорит с вами, если вы носите шафрановые одежды. Конечно, майя есть и в Индии, но если вы не хотите делать глупости, вы защищены обществом.

Мы шли с харинамой по центру города, и семьи выходили и предлагали нам полный дандават. Где вы такое увидите на Западе? Мы путешествовали группой санкиртаны, остановились в одном городе и спросили у местных, где мы могли бы переночевать. И тут же один человек предложил свой дом. Шесть членов своей семьи он тут же переселил в дом соседей. Кто будет делать это на Западе? Индия удивительная. Столько культуры, столько уважения. Если вы цитируете священные писания, «Бхагавад-гиту», «Шримад-Бхагаватам», люди проявляют к вам столько уважения. Они видят, что вы следуете всему, о чем говорите, и для них вы являетесь святым человеком. На Западе некоторые преданные страдают от того, что они чувствуют себя какой-то маленькой группой, членами секты, они пытаются спрятаться. А в Индии мы представляем парампару, и люди знают, как мы должны себя вести, и мы должны соответствовать. Мы не можем кричать, драться, люди знают: «Ты садху, ты должен быть умиротворенным». Индия — это очень хорошее место, мы можем принять здесь для себя столько полезных вещей для грихастх и брахмачари.

Некоторые думают, что в Индии можно подхватить малярию, это очень опасно. Но на Западе мы можем заразиться СПИДом. Когда я в четвертый раз заболел малярией, я немного пал духом и сказал Махараджу: «Я уже четвертый раз заболел». Махарадж ответил: «Когда я жил в Бангладеше, после 30-го раза я уже перестал считать». Семь дней держится высокая температура, надо отлежаться, а потом все проходит. Я знаю одного преданного, он хотел приехать в Индию, но когда услышал о малярии, испугался и не приехал. В Индии живет миллиард человек, они приспособились к этому климату. Посмотрите: мы не носим носки, шапки, перчатки. В январе температура опускается до 14-15 градусов, но это только до 9 утра, пока солнце не взошло. А в два часа дня уже 25-30 градусов выше нуля. По-моему, это лучше, чем на Западе.

Люди просто напуганы информацией об Индии. Большинство преданных посещают Майяпур и Вриндаван. Посетив эти места, они думают, что это и есть Индия. Но вам надо остаться на какое-то время в этой стране, общаться с местными людьми, погостить у них, тогда вы поймете, что такое Индия.

«МЫ ПОПРОСИЛИ ВСЕХ МУЖЧИН-ГРИХАСТХ ПРИСОЕДИНИТЬСЯ К НАШЕМУ БРАХМАЧАРИ-АШРАМУ НА СЕМЬ ДНЕЙ»

— Вы сказали, что все служение в храме выполняют грихастхи. Как вы вдохновляете их на служение, посещение программ?   

— Шрила Прабхупада говорит, что храм — это хорошая возможность послужить. Если служение, которым заняты брахмачари, может быть выполнено грихастхами, мы его им отдаем. И грихастхи начинают считать храм своим местом. Они приходят в храм не просто как гости. Сначала человек приходит просто как гость, потом он ставит тилак, повторяет святое имя. И тогда мы занимаем его в служении: он раздает прасад, моет посуду, чистит кухню. Так он прогрессирует. И когда они выполняют служение, то общаются с местными грихастхами, дружат. И мы можем видеть, что грихастхи заняты в плетении гирлянд, они готовят прасад на воскресную программу, заботятся о гошале, и они счастливы. Они получают прасад, вдохновляются. Это дело лидеров — как занять каждого преданного. Это техническая сторона вопроса — смотреть, кто что может делать, учить их.

Знаете, что мы сделали один раз? Мы попросили всех мужчин-грихастх присоединиться к нашему брахмачари-ашраму на семь дней: «Возьмите отгул на работе и семь дней живите в храме». Жены думали, что они все примут санньясу, но ничего страшного не произошло. Они делали все семь дней то же самое, что мы. Они вставали на мангала-арати, принимали омовение, помогали нарезать овощи, готовить, ездили с нами на санкиртану и харинаму. Они помогали в строительстве, выложили пол, покрасили ашрам. Они сами стирали свою одежду. Через семь дней все семьи собрались, и я спросил, какой опыт они получили. Это был удивительный опыт. Они сказали, что сейчас ценят брахмачари больше, чем раньше: «Мы не знали, сколько служения вы делаете. Мы думали, что вы тут едите, спите и немного танцуете на киртане, что у вас легкая жизнь». Они увидели, какое количество прасада готовится, что пуджари ежедневно заняты на арати. Некоторые научились правильно принимать омовение, различать грязную и чистую гамчу. Они оценили, что все брахмачари каждый день читают книги 1,5 часа, для этого специально отведено время. Они получили большой опыт. Таким образом мы вдохновили их, и дома они тоже могут поднять свои стандарты. Лидер должен вдохновлять преданных на программы, фестивали, ятры, поездки по святым местам. Долг лидера — тратить время на своих подчиненных и занимать их служением, беседовать с ними. Сколько времени Шрила Прабхупада потратил, просто разговаривая с людьми? Он беседовал, и люди становились готовыми выполнять служение.  

Беседовала Нагари д.д. (БВКС)
Благодарность за организацию интервью Рати Манджари д.д. (БВКС)

Продолжение следует…  

 

См. также:

Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Нарада пришёл к Рукмини и рассказал ей о Кришне
Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Шамбху. У Вишну с Шивой много общих имён
Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Сваямбху. Брахму тоже иногда называют сваямбху
Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Сваямбху. У Кришны есть такие качества, которые мы не можем проявить даже частично
Вайшнав должен тщательно избегать общения с обычными людьми
«Вишну-сахасра-нама» сосредотачивает нас напрямую на Кришне. Она помогает нам перестать фокусироваться на себе
«Шри Вишну-сахасра-нама» дает нам среду, благодаря которой можно разбирать разные темы «Бхагаватам»
Сначала нам нужно разобраться — в чем цель общества вайшнавов
Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Каждый должен понять, что Абсолют обладает непостижимыми энергиями
Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Прославлять Верховную Личность Бога — самая благоприятная деятельность
Сегодня Гаура-пурнима | Только благодаря особой милости Шри Чайтаньи Махапрабху самые падшие становятся самыми возвышенными
Прежде чем спрашивать — как быть терпимым, надо понять — что терпеть, а что терпеть не следует
Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Ишвара. В школе Бога атеисты получат двойку
Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Ишвара. Мы способны обрабатывать только очень ограниченное количество информации
Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Ишвара. В этом мире мы видим, что контроль исходит от личности
 

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Пометить