Идея, что нужно что-то изменить – это признак очень неудовлетворенного возбужденного ума
Опубликовано 12 июля 2013
Идея о том, что нужно сохранять знание, уже не имеет места в обществе. Они берут что-то, добавляют свои спекуляции туда и придумывают что-то новое. Тогда как в очень традиционных обществах знания, они неизменно передавались из поколения в поколение. Учение, стиль жизни, практики – все это не менялось, зачем это нужно менять? Солнце восходит на Востоке каждый день. Времена года сохраняются теми же. Пища, которую мы едим – та же самая. Эта идея в современный век, мы должны менять, улучшать. Улучшенное, усовершенствованное, как Майкрософт, постоянно разрабатывает разные версии Windows. Почему бы им не придерживаться одной версии? Потому что они хотят денег. Программные компании тоже должны зарабатывать деньги. Но с точки зрения пользователей, было бы лучше, если бы Windows не было с самого начала. Если бы Стив Джобс все делал, то, наверное, это было бы лучше.
Так или иначе, вся эта идея, что мы должны менять, найти что-то лучшее. Это психология очень возбужденного ума, который просто не удовлетворен, не может оставаться удовлетворенным, удовлетворяться одним и тем же делом. Например, в нашем Движении сознания Кришны мы делаем одно и то же, мы встаем рано утром. Мы пытаемся делать то же самое. «О, мне уже надоело все это! Почему бы вместо мангала-арати нам не заняться бегом трусцой?» Мангала-арати – скучно, каждый раз. Может быть, мы уже долго поклонялись Чайтанье Махапрабху, многие же поклоняются Сай-бабе, может нам тоже попробовать. Но нет, все то же самое.
Если мы получили что-то хорошее, верное, истинное, то зачем менять? Если у вас есть хороший рецепт чапати, вы знаете, как готовить хорошо чапати, делайте эти чапати каждый день, зачем нужно менять что-то? На Западе то же, каждый день нужно есть что-то другое. Вчера у нас было пицца, поэтому сегодня мы должны сделать макароны. Вчера были макароны, два дня назад была пицца с сыром, помидорами, давайте какие-нибудь другие специи туда положим. Но в любом случае, что-то должно быть другое. В Индии люди едят ту же пищу. По каким-то особым дням, но даже особые блюда, они те же самые. Например, в Пангале, у них тот же самый древний особый рецепт. Не думайте, что они что-то новое изобретают.
Эта идея, что нужно изменить, что-то другое сделать – это признак очень неудовлетворенного возбужденного ума. Итак, чтобы быть сампрадаик… Это слово переводится как «сектантский». На самом деле это уважительное положение, свидетельствующее о том, что вы не выскочка, не выдумщик какой-то. Например, этот йоги Махеш, он всегда заявлял, что он ученик своего гуру. Не помню, как его звали. Потому что все в Индии раньше понимали, что если вы хотите занять положение учителя, вы должны иметь учителя, это ваша квалификация для того, чтобы быть учителем. То, что у вас есть учитель, а не то, что я работал где-то в офисе и однажды я осознал, что я Калки-Бхагаван! Это неприемлемо в ведической культуре. Мы должны получать знание в парампаре. И ваша квалификация в том, что вы не меняете. Как Прабхупада в самом начале «Бхагавад-гиты» во введении пишет: «Если я и сделал что-то хорошее, представляя «Бхагавад-гиту», это то, что я не менял ее».
Или некоторые говорят: «Бхагавад-гита» – для современного века. Почему? Что за ерунда! Почему для современного? Для каждой эпохи – новые толкования «Бхагавад-гиты»! Сразу нужно стукнуть этого человека по голове! Это – парампара, нас этому научил Прабхупада. Все время нужно показывать что-то новое. Нет! Прабхупада всегда говорил: «Если я и сделал что-то хорошее в проповеди «Бхагавад-гиты», так это то, что я просто представил ее так, как я ее получил». Это – квалификация. Это заслуживает похвалы и названия «сампрадайик».
Бхакти Викаша Свами, лекция «Сознание Кришны не является сектантским», 2013 год.