Лишь поверхностно вайшнав живет в этом мире

    Опубликовано 25 июня 2025

Итак, Кришна — Всевышний и обладает безграничными трансцендентными качествами, которые благоприятны для всех. Имперсоналисты хотят сказать, что у Всевышнего нет качеств. Но всё наоборот — Его качества безграничны в количестве и каждое качество также безгранично в качественном смысле.

Во всех смыслах Кришна — гун̣ава̄н [наделен всеми добродетелями], Он не ниргун̣а [без качеств], а сагун̣а [с качествами] — Кришна исполнен всевозможных качеств. Мы видим, как люди материалистичные стремятся показать, что они очень важные, что у них много собственности, потому что это определяет их «я». Каждый пытается найти свое «я». Если у кого-то нет денег, нет положения в этом мире, то можно сказать, что он — никто. По крайней мере в английском так говорят: «Да он — никто, незначительная личность. У него нет ни денег, ни положения, он не привлекателен ничем». Это означает, что у него нет «я».

В современной Индии говорят: нужно стать кем-то, нужно достичь успеха. Нужно заработать денег, чтобы ваше имя напечатали в газете, записали видео со всеми кинозвездами Болливуда, чтобы вы стали кем-то. Это уже распространенные фразы: «достичь успеха», «стать кем-то». Как всего этого достичь? У вас должны быть качества. У человека, занимающего, например, пост премьер-министра страны, должны быть определенные качества. Если террорист застрелит кого-то известного, то он тоже станет известным. Если же будет убит обычный человек, то об убийце вряд ли узнают все. Но если покойный был известным человеком, то его убийца станет знаменит; или о массовых убийцах тоже становится известно многим. Это один из способов «снискать славу».

Люди хотят привлечь внимание к себе. Они думают: у меня есть большой дом и крутая машина, есть люди, которые работают на меня, есть породистая собака. Моя собака не просто какая-то собака. Она завоевала золотую медаль на выставке собак. Она — лучшая собака во всем Бангалоре. Таким образом людям нравится расширять себя, свое ложное «я» вот такими объектами.

Но тот, кто увидит истинную природу всего этого, может стать отреченным. Он может решить: «Теперь у меня не будет ничего». Он осознал безумие этого мира. Как например, джайнисты зачастую очень богаты, но они становятся садху, отрекаются от мира. Они выходят на улицу и разбрасывают свои алмазы и золото в толпу. Они устраивают большой спектакль из своего отречения, как будто обладали чем-то изначально. «Хорошо. Я — не часть всего этого. Я отрекаюсь от всего», — решает кто-то из них. Им нравится показывать другим: «Я больше не отождествляю себя со всем этим». Как это звучит на языке джайнов, не знаю, а имперсоналисты скажут — ахам̇ брахма̄сми, «я есть Брахма́н» и «ничего общего с этим миром больше не имею». Если же таким образом они становятся очень отреченными, то к ним вновь приходит слава.

Был один садху во Вриндаване, Девраха Баба. Он прожил больше ста лет. Он жил на Ямуне, в хижине-платформе на столбах. Он ни с кем не общался. Он был очень знаменит, со всех мест приезжали люди повидать его. Он был очень отреченным. Отречение или вайрагья, непривязанность, — это одно из основных достояний, основных качеств Кришны. Если у кого-то это качество есть, такой человек становится популярным. Всё это еще одна ловушка майи: человек оставляет всё, отказывается от всего, и это замечают другие. Этот вайраги [отрекшийся от мира человек] становится известным своим отречением. Может показаться, что такие души становятся словно безумные. Когда у Гауракишоры даса Бабаджи или у Вамшидаса Бабаджи люди просили духовное посвящение, то они [Бабаджи] просто били их зонтиками. Иногда они бродили обнаженными. Иногда и Нитьянанда Прабху поступал как безумец. Казалось, что все они вели себя как такие «антисоциальные элементы». Гауракишора дас Бабаджи Махарадж жил в туалете, потому что ему не хотелось общаться с людьми. Большинству такое поведение могло показаться асоциальным. Но на самом деле вайраги — это истинно здравомыслящие люди. Они не имеют ничего общего с этим материальным миром и никак не отождествляют себя с ним.

Бхактивинода Тхакур тоже говорит: а̄ма̄ре виш̣айӣ, ‘па̄гала’ балийа̄ ан̇гете дибека дхӯли (Шаранагати) — пусть материалистичные люди называют меня безумцем, они будут бросать в меня грязью, и это будет прекрасно. Кто-то может жить отдельно от людей, спокойно и мирно. Но Бхактивинода Тхакур говорит о том, чтобы не просто быть отделенным от материалистов, а лучше пусть они силой отвергнут меня, чтобы абсолютно никакого положения у меня не было в этом мире. Можно ли достичь отречения без подобных крайностей?

Великие, чистые преданные не проходят через какие-то крайности. Они просто сознают Кришну. Это люди реагируют так на них, и они отвечают людям в духе сознания Кришны, потому что они естественным образом пребывают в сознании Кришны. Гауракишора дас Бабаджи не думал, что он совершает какую-то аскезу. Он просто был погружен в Кришну и не думал о том, что думает о нем мир. Чистые преданные просто поступают так, бродят ли они «одетыми в стороны света» (Бхаг., 1.19.27) или остаются в одном месте — их совершенно не беспокоит, что люди подумают о них.

Возможно достичь такого уровня, просто принимая Кришну Всевышним. Вот и всё. Человек может жить и в этом мире. Но он знает, что всё это — некий сон, в котором он застрял: «К этому месту я не принадлежу, через некоторое время я проснусь и увижу вечную реальность».

Мы слушаем о Кришне и взращиваем сознание Кришны. Однажды мы проснемся. Люди называют это смертью. Но для вайшнава, для преданного, нет смерти; он просто пойдет в мир, которым он уже живет. Лишь поверхностно вайшнав живет в этом мире. На самом деле преданный живет с Кришной. Но обычные люди не видят этого и понять этого не могут.

При этом мы не находим свидетельств, чтобы Бхактивинода Тхакур действовал как безумец, и чтобы люди бросали в него грязью. Он занимал очень уважаемое положение в этом мире и выполнял свой долг очень ответственно. Но это не было его жизнью. Для людей материалистичных он — Кедаранатх Датта. Они не понимали, что он — Бхактивинода Тхакур, что его имя совершенно другое. Бхактивинода Тхакур он для преданных. Преданные никогда не называют его Кедаранатхой Даттой. Он живет две жизни. Эта внешняя жизнь Кедарантхи Датты — не его настоящая жизнь.

Фрагмент из лекции Е. С. Бхакти Викаши Свами по Вишну-сахасра-наме, «Пушкаракша, Махасванах, Анадинидханах | Бог великого звука с глазами подобными голубым лотосам», 10 апреля 2012, Бангалор, Карнатака, Индия

На изображении: Шрила Бхактивинода Тхакур

 

См. также:

Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Анадинидханах. Каждое мгновение Верховный Господь совершает такие игры, что никто не может измерить глубин этих игр
Христиане должны учиться по книгам Шрилы Прабхупады, если они действительно искренни
Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Анадинидханах. Кришну сравнивают со временем, у которого нет ни начала, ни конца
Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Махасванах значит — «великий звук»
Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Пушкаракша. Лотосу повезло — о нем говорят, что он связан с Кришной
Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Кришне нравится, когда Его прославляют
Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Слава любого имени Вишну безгранична и слава имени Рамы безгранична или трижды безгранична
Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Адитйа. Кришна сравнивается с солнечным светом, а майя — с тьмой
Нужно быть достаточно разумным, чтобы принять наставления гуру и научиться их применять
Всем в этом Движении сознания Кришны дается один и тот же процесс
Если человек следует регуляциям Вед, то он может подняться на уровень саттва-гуны
Шрила Прабхупада: Каждый живущий в материальном мире увлечен гунами страсти и невежества
Мы можем наизусть заучить это: не подчинив себе ум и чувства, невозможно совершенствоваться в духовной жизни
Очень трудно овладеть умом, но метод обуздания ума есть
Мы должны омыться в «Бхакти-расамрита-синдху»
 

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Пометить