English

Коронавирус и кое-что похуже

28 февраля 2020 | Экачакра-дхама, Бирбхум, Западная Бенгалия, Индия

Слушать (28 м 59 с)     Скачать (39,8 МБ)    

Просто поймите: коронавирус — не хуже всего на свете, хуже всего — считать его самым ужасным явлением, забывая о том, что мы вынуждены страдать в этом мире. То есть хуже всего — когда мы поддерживаем коллективную иллюзию о том, что можем быть счастливы в материальном мире, этой обители страданий. Вот что самое ужасное.

(1:36) Коронавирус захватил мир — даже не столько сам коронавирус, сколько страх перед ним. И у этого страха есть веские причины. В мире уже существует множество проблем, но эта, похоже, затмит их, ведь миллионы людей могут умереть.

(2:06) Мировая экономика может потерпеть крах, который вызовет массовый голод и кто знает, что ещё. Никто не может предсказать, по какому сценарию будут развиваться события, но выглядит всё по-настоящему плохо. А раз международные авиарейсы постоянно отменяются и правительства разных стран не позволяют иностранным самолётам садиться, то мы можем понять — это и правда очень серьёзно.

(2:30) Из-за малейших подозрений целые города и даже столицы изолируются. Если на корабле кто-то может быть инфицирован, то весь экипаж и пассажиров отправляют на карантин. Люди боятся.

(3:06) Но почему это происходит? Ну да, смерть — это страшно, не так ли? Мы не знаем, что происходит и что будет дальше, поэтому разные конспирологические теории передаются из уст в уста. В наши дни существует множество теорий заговора — практически на любую тему. Может, коронавирус — это созданное кем-то биологическое оружие? Американцы направляют его на китайцев или китайцы разработали его, чтобы наслать на американцев? Вот такие всевозможные теории заговора.

(4:04) Но знание о том, как он на самом деле появился, ничуть нам не поможет. Это проблема, и всё человечество под угрозой. Конечно, в мире много экспертов — подготовленных опытных врачей, терапевтов и учёных-медиков. Прямо сейчас, пока вы смотрите лекцию, должно быть, тысячи учёных тяжело трудятся днём и ночью, задействуют лучшие технологии, все свои знания, навыки и опыт в попытке создать вакцину, профилактические средства, лекарства — но пока безрезультатно. А вирус распространяется всё сильнее, сильнее и сильнее.

(4:34) Но какими бы опытными ни были медики, даже все они вместе взятые неспособны остановить болезнь. Да, они могут остановить какую-то болезнь — например, когда-то самой распространённой причиной смерти по всему миру была натуральная (чёрная), но теперь это уже не так.

(5:08) Ученые нашли способ остановить оспу, но не могут искоренить болезни как явление: одну болезнь подавили, появилось ещё больше болезней. Это реальность: появляется всё больше и больше болезней. В детстве, посещая школу в Англии в 1960-70-х, я слышал, что наука собирается покорить природу. Однако этого не произойдёт.

 (5:25) Какой бы ни была наша квалификация, сколько бы мы ни думали, что можем всё контролировать, у природы всегда припасены для нас ещё более ужасные вещи. Болезни — это лишь одна из форм, а коронавирус среди всех болезней кажется особенно устрашающим.

(6:02) Вы можете решить: «Если медицина, все политики мира, люди, облеченные властью и владеющие последними технологиями, неспособны нам помочь, то как такая незначительная личность собирается это сделать?» Но, быть может, нам как раз нужны эксперты другого рода, которые могут показать ситуацию с необычного ракурса?

(6:45) Примите тот факт, что и вы, и я можем в любой момент умереть от коронавируса — это реальность. И вообще, умрёте вы от коронавируса в ближайшее время или не умрёте, умру от него я или не умру, люди умирают прямо сейчас. И вы, и я всё равно умрём — от коронавируса или оттого, что поскользнёмся, упадём и размозжим голову, от руки преступников, гриппа или просто от старости. Мы все умрём.

(7:08) Извините за банальность, но это факт, который мы как правило не воспринимаем всерьёз. Но мы все умрём, и это не остановить.

(8:04) Учёные никогда не справятся со всеми болезнями: они побеждают одну, а ей на смену приходит другая. Наши друзья-христиане говорят, что наступает конец света. Они анализируют Библию, проводят какие-то глубокие исследования и приходят к заключению, что Иисус придёт очень скоро — согласно библейским знамениям и предсказаниям конец света придёт вскоре после множества потрясений в обществе.

(8:25) Да, Иисус придёт и осудит каждого, а большинство людей, будучи не очень хорошими христианами или вообще не имея отношения к христианской церкви, навсегда отправятся в ад. Так что забудьте про коронавирус — это всего лишь мелочь, вы просто умрёте и всё. Тут есть вещи похуже — нас навсегда бросят в ад.

(9:01) Конечно, христиане говорят это уже две тысячи лет: Иисус придёт и это будет конец света. Вполне возможно, что они будут говорить об этом и следующие две тысячи лет — если, конечно, останутся люди, которые даже через два тысячелетия ещё сохранят веру в их слова. Или если за это время мы все не умрём от коронавируса или чего-нибудь ещё. Но в на самом деле мы все не умрём, потому что так действует природа: она не убьёт всех и сразу — уж точно не в ближайшее время.

(9:28) Но в истории это не что-то новое. Пандемии— а это слово сейчас на слуху — не явление последних лет. Это уже давно известное явление: например, в средневековой Европе была Чёрная чума, да и не только в Европе — по всему миру.

(10:25) Считается, что тогда умерло около 60 миллионов людей. Конечно, никто не знает точное число, но говорится о примерно 60 миллионах — то есть чума выкосила от 30% до 60% населения всего мира. А как насчёт Первой мировой войны? Это было довольно плохо: множество людей погибло на войне и гораздо больше людей — от гриппа, который в то время распространился по всему миру. К концу Первой мировой войны он только начался, а тяжёлую форму приобрёл уже после, убив значительно больше людей, чем погибло во время ужасных сражений на полях Первой мировой. Грипп унёс от сорока до ста миллионов жизней.

(11:10) Итак, это не какое-то новое явление, до этого уже существовали болезни, убившие множество людей — не уже говоря о войнах и погромах, во время которых тоже массово гибли люди. Просто поймите: коронавирус не самое худшее явление на свете, хуже всего — считать его самым ужасным явлением, забывая о том, что мы вынуждены страдать в этом мире. То есть хуже всего — поддерживать коллективную иллюзию о том, что мы можем быть счастливы в материальном мире, этой обители страданий. Вот что самое ужасное.

(11:37) Потому что идея о том, что мы можем наслаждаться в материальном мире как раз и держит нас в нём, продлевает наши страдания. И мы страдаем, вместо того, чтобы искать решение — ведь есть духовный способ выйти за пределы рождения и смерти. То есть самое плохое — это наше невежество, нежелание искать решение проблем этого мира и привязанность к иллюзии.

(12:12) Смерть — это не что-то новое, смерть приходит за каждым. Довольно банальная истина, не так ли? Да, это факт. Мои слова могут прозвучать так, будто бы я свожу тему смерти к шутке, но это не шутка. А забавным было бы вот что (если бы не было так печально): люди настолько обеспокоены перспективой скорой смерти, что это может привести к серьёзным цивилизационным потрясениям.

(12:30) При этом они не видят, что в любом случае умрут. Мы не должны относиться к этому легкомысленно. Я имею в виду, что коронавирус ужасен, в этом нет никаких сомнений   . Я не пытаюсь свести всё это к шутке или сказать, что люди не страдают.

(13:00) Да, это ужасно, но ведь в этом мире так много ужасных вещей. Ужасно практически всё: сам факт нашего рождения, смерть, незнание цели жизни, вынужденные страдания и борьба за существование, а в конце свет просто гаснет. И как утверждают некоторые, этот свет больше никогда не зажжётся. Другие же говорят, что нас бросят в ад навсегда. Звучит довольно скверно.

(13:41) Но в пандемии есть и нечто положительное… Хотя как может быть что-то положительное в коронавирусе и порождённом им страхе? Что в этом может быть хорошего? Если вирус широко распространится — хотя эпидемия может сойти на нет, а после этого вернуться с еще большей силой, как это произошло с испанкой в конце Первой мировой войны...

(14:09) Итак, мы не знаем, что произойдет на самом деле. Это порождает страх. И в такие времена наше самодовольство разбивается вдребезги… Мы живем с мыслью, что у нас всё хорошо, мы наслаждаемся — ведь скоро праздники или чья-то свадьба, мы довольны своей жизнью, потому что в целом всё хорошо…

(14:43) Мы живем себе вполне самодовольной жизнью, но тут приходят страх и реальная опасность преждевременной смерти. И что же происходит, если люди боятся умереть раньше времени или остаться в живых и увидеть смерть всей своей семьи? Люди становятся более религиозными — так было во время бубонной чумы. Одни считают, что это плохо, другие, что это хорошо.

(15:30) Вы можете подумать, что я из тех, кто считает, что это хорошо. Но в чём смысл, если люди просто цепляются за слепую веру во что-то, что, как они думают, может им помочь, но на самом деле не поможет? Тогда это максимум психологические костыли, как некоторые могут сказать.

(15:59) Но остаются апатия или глупость, которые сопровождают людей на протяжении всей жизни и заставляют не думать, что мы в любом случае умрём. Да что за чёрт! Извините, я не должен использовать «чёрт» в этом контексте. Так что же происходит? Почему мы страдаем? Почему мы находимся в бедственном положении? В чём смысл? Что есть «я»?

(16:30) В школе мы проходили, что «я» — это лишь кучка химических веществ, которые в какой-то момент объединились, и, следовательно, мы полагаем, что «я» — это сгусток химических веществ, который общается и пытается наслаждаться, взаимодействуя с другими химическими веществами в других формах, а потом всему приходит конец. Но что всё это значит? И почему в этом мире так много страданий? Почему никто не задаётся такими вопросами?

(17:00) Коронавирус мог бы привести к чему-то хорошему, если бы люди начали задавать вопросы о природе реальности: мы просто какие-то химические вещества, парящие во вселенной, в пространстве; мы не знаем, почему, когда, как и что всё это значит?

(17:36) На санскрите это называется джӣвасйа таттва-джиджн̃а̄са̄: человеческая жизнь предназначена для вопрошания об этих темах, но людям плевать. Сейчас проявился массовый страх — но это лишь очередной этап массовой глупости, которая в настоящее время всей человеческой цивилизацией.

(18:32) Люди так много вопрошают о медицине, философии, многих других областях науки — но где серьёзный поиск понимания смысла жизни? И даже если люди считают, что нашли смысл жизни, в итоге они просто возлагают все свои надежды на какую-то религию с действительно детской, незрелой, нелогичной, неразумной теологией. Как, например, распространённое: «Все люди, которые следуют нашей религии, отправятся в рай, а остальные будут вечно гореть в аду». Это глупо.

(18:52) Всё это абсолютно лишено смысла — какой-то смысл в этом видят только люди, присоединившиеся к подобным религиям. Но вы можете сказать, что миллионы людей присоединились к такой религии. Что ж, массовая глупость… Ноль, умноженный на миллиард, остаётся нулём — в нём всё равно ничего нет.

Итак, хорошо, если мы пробуждаемся и начинаем применять свой разум, чтобы понять ту реальность, которая выше банальных приёма пищи, сна, страха, секса — признаков заблудшей цивилизации:

а̄ха̄ра-нидра̄-бхайа-маитхунам̇ ча

са̄ма̄нйам этат паш́убхир нарāн̣āм (Хитопадеша 25)

В санскритской литературе сказано: животные едят и люди едят, животные спят и люди спят, животные боятся и люди боятся. Страх перед коронавирусом распространяется даже быстрее, чем сам вирус. А ещё половая жизнь: и животные, и люди занимаются этим. Но в чём тогда разница между людьми и животными? Возможное отличие заключается в следующем:

дхармо хи теш̣āм адхико виш́еш̣о,

дхармен̣а хӣнāх̣ паш́убхих̣ самāнāх̣ (Хитопадеша 25)

(20:10) Знание — вот что отличает людей от животных. Возможность получать знание.

(20:28) Знание — это не просто накапливание информации об окружающем нас мире еды, сна, совокупления и защиты. Животные тоже обладают таким знанием: они тоже знают, как добывать пищу, заниматься сексом, спать, прятаться от врагов или убивать их.

(20:59) Таким образом, знание означает джӣвасйа таттва-джиджн̃а̄са̄ — понять, что является истинным смыслом и целью жизни, что существует за пределами рождения и смерти. Без этого человек — просто животное, утончённое животное. Потому что люди едят, спят, совокупляются и обороняются точно так же, как животные. Итак, мы все идём на бойню, словно животные — таково наше положение.

(21:30) Конечно, вы не увидите этого в «утончённых» западных странах — но здесь, в Индии и в некоторых других странах до сих пор пасутся огромные стада животных: коз, овец или коров — которых погоняют два или три человека с палками. Их просто гонят на бойню. Вот и всё. Мы живём так же.

 (22:04) Мы подобны животным, которых погоняют невежество, глупость и желание наслаждаться этим миром. Эти погонщики гонят нас на бойню. Иногда вы видите, как коз отправляют на бойню — и они могут понять, что их собираются убить. Но что они делают? Они занимаются сексом, словно им можно насладиться. Ха. Насладиться, пока есть хоть какая-то возможность.

Мы ничем от них не отличаемся: существуем, словно животные, которые идут на бойню. Есть коронавирус или нет коронавируса — наше положение не меняется.

(22:40) Смерть всё так же поджидает нас повсюду. И это касается не только людей — все живые существа умирают. Люди стали экспертами в убийстве. Причём, не только в убийстве других людей. Так много человеческой энергии вкладывается в медицинские исследования, но также много энергии — лучшие таланты, лучшие умы мира — уходит на то, чтобы создавать различные виды оружия для убийства.

(23:03) Включая биологическое оружие. Так много умственных способностей тратится на это, а люди всё так же боятся, что коронавирус может выкосить цивилизацию, убить нас, наших родных и близких.

(23:32) Мы обеспокоены тем, что множество людей умирает в Китае — но мы будем не просто обеспокоены, а жутко напуганы, если люди начнут умирать вокруг нас. Мы даже можем сказать: «Пусть китайцы умирают! Их там всё равно чересчур много». Конечно, люди так не скажут, но могут думать подобным образом: «Нет-нет, что вы, я так не говорил». Потому что мы бессердечные и нам всё равно. Человеческое общество так гордится прогрессом — а по сути, мы просто стали большими экспертами в убийстве.

(23:58) У человечества есть весьма изощрённые виды оружия — тысячи ядерных боеголовок. Даже у России и Америки по отдельности есть достаточное количество ядерных боеголовок, чтобы десятки раз уничтожить весь мир. Но в чём смысл всего этого? Итак, это «невидимые» убийства, но они существуют — убийство, убийство, убийство, аборт…

(24:38) Сколько потенциальных Эйнштейнов, святых убивают ежедневно? Сколько животных, птиц и рыб ежедневно убивают без необходимости? Ведь люди могут прекрасно жить, придерживаясь вегетарианской диеты. Я так живу практически 50 лет, и я — всего лишь один из миллионов. Нет необходимости убивать животных — это делается только ради удовольствия языка, нашего удовольствия…

(25:05) На самом деле, нам плевать на страдания других. Миллионы куриц убивают ежедневно, а перед этим их истязают всю их недолгую жизнь. Итак, что происходит? Коронавирус. Мы переживаем, много ли нам выпадет страданий. Почему же мы не думаем о страданиях, на которые сами обрекаем многочисленных живых существ ради незначительного удовольствия для своего языка?

(25:39) Мы боимся боли и страданий, так почему мы не боимся боли и страданий других живых существ? Поэтому хорошо, если коронавирус и страх побудят людей думать немного глубже, чем просто… О чём люди думают? Обо всякой чуши: что нового в Facebookи YouTube, в новостях, в спорте,  моде,  сексе. Да что за чёрт?

(26:04) Погружайтесь глубже! Используете свой человеческий разум, пока он у вас есть! Потому что мы не будем жить долго. Почему мы так обеспокоены? Если я должен умереть — так что с того? Вы можете сказать, что я бы смотрел на это иначе, если бы у меня обнаружили коронавирус. Возможно. Но я надеюсь, что знания, которые я приобрёл в течение всех этих лет, окажутся полезными.

(26:30) Недавно у меня был ужасный грипп, и я находился в совершенно безнадёжном состоянии несколько дней. Однако по милости Господа и того знания, которое я получил, я смог понять — это просто кармическая реакция, и я должен пострадать, это пройдёт через какое-то время. И если я умру — то я умру, потому что я — всего лишь одна маленькая песчинка в огромной вселенной.

 (27:18) Почему мы так беспокоимся? Почему воспринимаем себя так серьёзно? Мы считаем себя очень важными. Итак, я говорил о полученном мною знании — это ведическое знание, которое я культивировал всё это время. Я был достаточно удачлив, чтобы быть благословлённым возможностью практиковать это знание в течение большей части этой своей жизни. Ведическое знание даёт нам информацию о том, какова природа жизни, природа смерти, почему в этом мире существуют неизбежные страдания и как мы можем выйти за пределы этих страданий, остановить их.

(27:30) Мы страдаем, потому что приносим страдания другим — это неслучайно. На каждое действие есть противодействие.

(28:04) Это ведическое знание. Оно учит нас, как достичь реальности, существующей за пределами смерти, болезней, страданий, рождений, повторяющихся снова, снова, и снова. Как достичь этой обители, реальности за пределами всех страданий. Мы все жаждем счастья, мы предназначены для вечного счастья. Ведическое знание говорит нам об этом.

(28:35) Всё это также содержится в «Бхагавад-гите» — сути всего ведического знания.

 Уттиш̣т̣хата джа̄грата пра̄пйа вара̄н нибходата («Катха-упанишад», 1.3.14)

Эта цитата из Упанишад означает: «Вставайте! Пробудитесь! Осознайте великую возможность, которая доступна в человеческой форме жизни!».

(29:10) Всё ведическое знание обобщено в «Бхагавад-гите». Это инструкция о том, как отправиться за пределы коронавируса, гриппа, натуральной оспы, беспокойств, причиняемых другими живыми существами, политикой, спортом, войнами, полиомиелитом, погромами, геноцидом.

(29:32) «Бхагавад-гита» поведана Шри Кришной, тем, кто знает всё, что необходимо, Верховной Личностью Бога, достойной поклонения, верховным объектом поклонения для всех живых существ. Забывая о Нём, мы страдаем в этом материальном мире.

И почему-то мы сразу же начинаем бояться, если появляется возможность, что эта наша маленькая жизнь раз — и закончится. Хотя в любом случае мы проживём лишь 80 лет или около того. И вот эта маленькая жизнь раз — и вдруг закончится раньше. Так давайте встанем ото сна и осознаем более значительную реальность. По своей природе мы — духовные существа. У каждого из нас существуют истинные духовные отношения за пределами рождения и смерти — отношения со Шри Кришной. Всё это описано в «Бхагавад-гите» — и вы можете прочитать её, открыть её для себя.

Спасибо вам большое. Харе Кришна.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Пометить