Светлая сторона коронавируса и крах цивилизации
16 марта 2020 | Веллуру, Тамил Наду, Индия
Слушать (37 м 39 с) Скачать (51,8 МБ)(1:39) Я собираюсь говорить о светлой стороне коронавируса. Коронавирус — самая горячая тема на данный момент в интернете и повсюду. Более насущная тема, чем секс, или крикет, или футбол, или войны, или политические речи. Коронавирус — это огромная, огромная проблема. Целые нации прекращают работу, закрывают свои границы. Это беспрецедентно. Мы слышали, что закрывается бизнес, фабрики закрываются, магазины закрываются. Но мы не слышали никогда, чтобы целые нации закрывались. Это просто невообразимо. Мы слышим, люди подхватывают коронавирус, и потом они очень быстро (некоторые из них очень быстро) умирают, сразу же после постановки диагноза. Нет времени поинтересоваться, почему мы все умрём. Возможно, даже такие религиозные люди, как мы, больше думают о коронавирусе, чем о Боге. А это неправильно. Мы должны думать о Боге. Верно? Это то, что положено делать религиозным людям.
(3:10) Но есть очень примечательный момент в сознании коронавируса: когда мы смотрим на всех и думаем: «А вдруг у него корона? Мне надо подальше от него держаться. Он кашлянул. О, нет! Я кашлянул. О, нет!». И у кого-то немного заболела голова, и о нём думают: «О, наверно у него коронавирус». Это плохо. Мы не должны в действительности шутить с этим. Это плохо. Действительно плохо.
(3:43) Но если вы ещё не сыты по горло всей этой истерией, я бы хотел поговорить об этом с другой точки зрения. Все эти годы мы слушали о позитивном мышлении, так ведь? Семинары о позитивном мышлении: «Посмотрите на хорошую сторону этого». «Для каждого облака есть серебряная подкладка» — это английская поговорка. Я не знаю, понятно ли вам это. Что это значит? Когда солнце закрыто облаком, вокруг облака видна серебряная полоска. Что-то похожее на корону. То есть, чтобы образовалась такая линия, должно присутствовать облако. В общем, суть в том, что мы должны видеть светлую сторону. Многие люди дают такие семинары на тему: «Увидьте светлую сторону», «Позитивное мышление». Интересно, эти сторонники позитивного мышления и любители видеть светлую сторону, что они будут делать, если увидят своих друзей и родных умирающими справа, слева и посредине, умирающими внезапно? И если они сами заразятся коронавирусом, интересно, какую светлую сторону они увидят?
(5:03) Есть ли что-то хорошее в этом? Что ж, похоже, что обычай, распространённый на протяжении многих поколений с незапамятных времён в западном мире (особенно в англоязычном мире), пожимать друг другу руки, когда люди встречаются и чтобы выразить дружелюбие, исчезнет. И люди будут складывать руки таким образом [жест намасте], как это делают в Индии — намасте. Может быть, они не будут говорить «намасте», но будут так выражать приветствие и уважение. И это хорошо. Немного индийской культуры появится. Это хорошо? Возможно. Конечно, есть много тонкостей. Это выражение очень тонкой и глубокой культуры. Люди не знают всех тонкостей. Например, отец обычно не выражает почтение своему сыну таким образом.
(6:15) Они могут и не знать обо всём этом. Если это распространится в западном мире, нам следует ожидать, что это будет оторвано от индийских изначальных корней. Поскольку, как неустанно подчёркивает Раджив Малхотра, западные люди, которые неустанно гордятся собой, что они и есть цивилизация… Был телесериал много лет назад, он назывался «Цивилизация». И он был целиком о Западе. Ничего об Индии, или Китае, или другой подобной стране. «Цивилизация». Точно так же у них есть курсы философии в западных университетах. Только западная философия. Ничего об индийской философии. Конечно, Шрила Прабхупада указывал, что в философии нет геоцентричности. Так или иначе, Раджив Малхотра указывает, что многое стало популярным на Западе, например йога и медитация. Но они были проглочены и переварены и впитались в западную культуру таким образом, что люди даже могут и не знать [об их происхождении]. Не даётся и намёка на ту многотысячелетнюю традицию и мудрость, которая идёт вместе с ними. И это просто подаётся так, как будто мы всегда этим занимались на Западе. Может быть, выражать почтение и признательность кому-либо таким образом [жест намасте] — не будет чем-то выдающимся.
(8:03) Есть ли что-то хорошее в ситуации с коронавирусом? Наверное, улучшенные стандарты гигиены. Может вы знаете, стало распространённым в Индии сейчас: люди, испражнившись, не принимают омовение и могут даже не помыть руки. По крайней мере, люди, может быть, начнут мыть руки после того, как испражнились или помочились, если не чаще. Это может оказаться хорошей стороной, если из страха перед коронавирусом они начнут больше мыть руки, улучшат гигиенические привычки… Это напоминает мне книгу, которая предназначалась для воспитания, которую я видел в раннем детстве. Яркая цветная книжка, показывающая, что происходит с детьми, сосущими большой палец. Что происходит, кто знает? Есть какие-то идеи?
(9:12) Когда матери нет рядом, запрыгивает мужик с большими ножницами и отрезает большой палец. Вы видите картинку с маленьким мальчиком, у него нет большого пальца, и просто вниз течёт кровь. Я не помню, там много всего было. Ещё там было — не играй со спичками. Потом была картинка с мальчиком, который не слушается маму и играет со спичками. И на следующей картинке видно груду пепла, и маленький дымок поднимается оттуда. Довольно ужасающе. Не знаю, как сейчас это воспринимается. Сейчас они помягче обращаются с детьми, воспитывая их. Так или иначе, вы можете сосать свой большой палец сколько угодно, но очень маловероятно… Это как атеисты говорят: «Мы не утверждаем, что Бога нет, но это очень маловероятно». [Махарадж смеётся]. Итак, очень маловероятно, что какое-то страшилище запрыгнет с ножницами и отрежет вам палец.
(10:22) Хорошо. Что-нибудь ещё о коронавирусе? Если вы хотите чего-нибудь радикального, то мы можем сказать, что по большей части умирают пожилые люди. «Эти старые подонки, которые портят мир, может они все вымрут, и мир станет лучше». Я не упоминаю имена, это может оказаться опаснее коронавируса — упоминать имена. Кто-то называет имена. Я не называл никаких имен. Может быть, поэтому такая паника вокруг этого?
(10:59) Есть только небольшая часть населения, небольшой процент тех, кто действительно подхватил коронавирус и кто действительно умирает. Но это в основном пожилые люди. И в основном пожилые люди руководят этими отвратительными корпорациями и правительствами и тому подобным. Поэтому они создают большую суматоху, потому что они боятся, что умрут. В ином случае, молодым людям можно так не волноваться. В конце концов, люди заболевают… Симптомы такие же, как при гриппе, а люди не сильно расстраиваются из-за гриппа. Может быть, если все противные старики (не говорим, что все старики противные) вымрут, тогда придут замечательные, хорошие молодые люди? Но, к сожалению, даже если все старые клячи вымрут, на это место придут молодые крокодилы. Сrocs — крокодилы. И они будут делать те же самые отвратительные вещи. Просто от того, что кто-то плохой умирает, не искореняется всё плохое, что есть в мире. Это менталитет эксплуатации. Сильный всегда прав. Это делает общество адским даже без коронавируса. Общество по всему миру адское.
(12:48) Ещё один цинизм, который можно озвучить: «Коронавирус хорош, потому что он даёт нам хороший повод обвинить этих противных китайцев. Они, должно быть, сделали биологическое оружие. И что они делают? Едят летучих мышей. Мы можем свалить всю вину за наши проблемы на них». А китайцы обвиняют Америку. Мы можем переложить вину за наши проблемы на кого-нибудь другого. Я становлюсь немного серьёзнее сейчас.
(13:22) В конце концов, это серьёзный вопрос. Коронавирус мог бы быть хорошим, если бы страх надвигающейся смерти, которая настигнет всех в любом случае — из-за коронавируса или когда мы поскользнёмся на шкурке банана и разобьем голову о тротуарную плитку… Страх надвигающейся смерти побуждает людей глубже задуматься о смысле жизни, принуждает их замедлиться, притормозить эту лихорадочную работу: «работай, работай, работай, работай». «Работай усердно, играй усерднее». Я видел несколько лет назад такую рекламу в Бангалоре. «Работай усердно, играй усерднее». Просто жми, жми, жми, постоянно заставляя себя, напрягая себя.
(14:14) Люди притормаживают: меньше спешки, есть время подумать и, быть может, обнаружить важные для жизни вещи, о которых люди не задумывались на мирском уровне. В человеческом обществе важно, чтобы члены семьи в действительности знали друг друга. Они не просто живут в одном доме (если им посчастливилось жить в семье). И вместо постоянных походов на работу они получают возможность поговорить немного друг с другом.
(15:03) Даже наши преданные могут выскочить из иллюзии, что карьера — это их преданное служение; когда их карьера разрушится из-за изменений в обществе, произошедших в результате коронавируса. И у них может появиться время для того, чтобы сесть и действительно читать книги Прабхупады и узнать то, о чём он там говорит.
(15:36) И понять, что настоящая большая проблема для каждого живого существа — не коронавирус или любой другой вирус, [а] вся эта идея, что мы пытаемся наслаждаться этим миром, что мы будем здесь всегда. Или мысль, что жизнь предназначена для нашего чувственного наслаждения. Наслаждать себя. Ну, животные думают почти то же самое: «Как выжить?».
(16:17) Мы боимся коронавируса. Это точно так же, как муравей боится. Если вы поставите свой палец перед муравьем, он испугается за свою жизнь. Люди предназначены для более высокого сознания, чем это. Как, например, среди собак, где самый большой пёс, который лает громче всех или кусается, самый противный, становится лидером. Но человеческий разум должен быть таким, что те, кто развивают больше праведных качеств и понимают, кто такой Бог, каковы наши отношения с Ним, должны вести общество.
(17:09) Эти книги, которые распространяет Движение сознания Кришны, такие как «Бхагавад-гита как она есть», дают знание реальности. Один аспект реальности таков, что коронавирус — просто ещё одна форма страдания в этом материальном мире, который полон страданий. Мы должны пойти в другое место, подготовить себя так, чтобы не рождаться снова, снова и снова. И чтобы мы отправились в то место, где нет страданий и где жизнь вечна, это общество сознания Кришны распространяет воспевание движения Харе Кришна и распространяет превосходные книги: «Бхагавад-гиту как она есть», «Шримад-Бхагаватам» и другие. И они действительно находятся в иной категории по отношению к книгам, которые мы читали в школе, или романам, которые можно купить на каждом углу. Они дают знание реальности.
(18:18) Итак, как нам понимать ситуацию с коронавирусом в свете знания, которое даёт Господь Кришна в «Бхагавад-гите»? Мы можем понять, что это массовая кармическая реакция за ужасную деятельность, которая считается неотъемлемой частью современной цивилизации, за такую, как массовые пытки и убийство животных; массовый разврат и содомия; половые связи слева, справа и посредине, спереди и сзади — любое отверстие подойдет; убийства посредством абортов и так далее. Но вы скажете: «Преданные Кришны и те, кто верят в Бога, тоже заражаются коронавирусом. Где же Бог? Если есть Бог, Он должен быть милостивым. Почему же вы верите в Бога?»
(19:23) Это кармические реакции. И преданные тоже могут получить реакции. Но кажущееся страдание преданных иное, ведь они находятся под защитой Бога, Кришны. И поскольку они развивают понимание реальности, результат болезни для преданных будет другим. Это предопределено Кришной, чтобы помочь нам осознать, что мы не предназначены для этого материального мира, и усилить нашу решимость идти вперёд в сознании Кришны, всё больше и больше отдавая себя Кришне.
(20:15) Ещё кое-что хорошее. Возможные хорошие вещи по поводу коронавируса. Весь страх и истерия по этому поводу — это шок для всех, кто без сомнений принимает, что то, что мы называем цивилизацией, будет продолжаться таким, какое оно есть, всегда и без больших потрясений. [Они думают]: «Могут быть войны, но мы восстановим всё снова». Люди не верят в Бога, они могут не верить правительству своей страны. Но у них есть врождённая вера в цивилизацию. Такая глубокая [вера], что почти не возникает вопросов, что следует называть цивилизацией.
(21:24) Один хороший момент по поводу коронавируса такой, что люди могут начать осознавать, что все их небоскрёбы, стадионы, смартфоны, скоростные дороги… «У нас будут летающие машины, мы полетим на Луну». Всё это не сможет нам помочь, когда эта крошечная штучка, этот крошечный вирус, который вы даже не видите невооружённым глазом, повергнет всю цивилизацию в хаос. И они [лидеры общества] готовы остановить деятельность цивилизации. И он никого не щадит. Даже если вы очень богаты, или вы очень натренированный, здоровый и спортивный мужчина или женщина, или спортивный евнух, спортивный… кто бы то ни было, их так много. Все уязвимы.
(22:27) Светлые стороны. Каковы светлые стороны? Вполне возможен коллапс экономики, недостаток продовольствия. Могут быть продовольственные бунты. И расистские бунты. Потому что вам нужно обвинить. «Зачем нам эти чужестранцы, что они здесь делают? Едят нашу пищу». И затем что сделают все политики (если они будут всё еще живы), когда дело пойдёт к тому, что начнутся беспорядки? Спросите Макиавелли или тех, кто был до него. «Искусство войны». Они объявят войну другой стране и обвинят кого-то во всём этом.
(23:19) Есть явная вероятность, что вся эта большая гордая цивилизация, в которую мы так глубоко верим, обрушится. Просто благодаря крошечному существу, которое мы даже не можем увидеть. Вся фантасмагория просто «пук» и рухнет.
(23:42) Жить в больших городах, таких как Дели, Нью-Йорк, Лондон, Сидней, Пекин — в любом, мы обнаружим, что не так уж и здорово, в конце концов. Гораздо опаснее жить в таком месте.
(24:02) Это хорошо. Хорошо? Хорошо, что вся цивилизация рухнет? Давно настала пора, чтобы цивилизация (у нас нет для этого более подходящего слова) посмотрела бы на себя пристально и увидела, насколько ненадёжным и шатким является наше существование на самом деле.
(24:26) Это не цивилизация на самом деле. Это просто фасад. Мы увидим, насколько цивилизованны люди, когда будет недостаток продовольствия. Когда всего, от чего зависит их существование, не будет больше, как само собой разумеющегося. Особенно пищи. Как Кришна говорит в «Бхагавад-гите»: «Аннāд бхаванти бхӯтāни» (Б.-г., 3.14). Очень практично. Каждое живое существо зависит от пищи. И хотя им трудно будет в это поверить — пища появляется не из супермаркетов. Она происходит из земли. Но в городах нет земли, чтобы выращивать пищу. Конечно, вы можете сделать гидропонное выращивание овощей, но это не решит проблему продовольствия. Нам нужны углеводы. И установить гидропонику — тоже не лёгкое дело, требуется много энергии.
(25:46) Так или иначе, когда мы посмотрим сквозь фасад цивилизации… Будет хорошо, если это приведёт нас к вопросу джӣвасйа таттва-джиджн̃а̄са̄ — вопрошанию о природе реальности вне этого недолговечного существования. Конечно, наше существование недолговечно в любом случае. Вы можете иметь самое большое и сильное тело, но и оно умрёт. Даже если вы занимаетесь йогой, у вас может быть тренированное и здоровое тело, но вам предстоит умереть. Все наше существование очень недолговечно.
(26:37) Весь этот обман, этот тонкий внешний лоск так называемой цивилизации в любом случае ограничен временем. Потому что никакая цивилизация не существует вечно. Но даже сама концепция, вера в цивилизацию, в то, что мы все живём долго и счастливо… Все хорошие сказки начинаются со слов «однажды» и заканчиваются «и они все жили долго и счастливо». Но это вздор, поскольку никто не живёт счастливо вечно. Все умирают. И во имя цивилизации мы ускоряем этот процесс абортами, механизированными скотобойнями и другими видами умерщвления. Так много умов в нашем мире заняты разработкой всё более разнообразного вооружения для всё более эффективного убийства людей. Это не цивилизация.
(27:47) Ещё одна хорошая возможность в том, что люди начнут принимать серьёзно простую жизнь и возвышенное мышление, что особо подчёркивал для нас наш возлюбленный Шрила Прабхупада. Мы говорим об этом многие годы, и, к сожалению, наше Движение не приняло это всерьёз. Может быть, даже некоторые последователи Шрилы Прабхупады начнут принимать это серьёзно.
(28:19) [Махарадж смеётся]. Кто-то сделает на этом деньги. Фармацевтические компании будут счастливы, если смогут придумать что-то быстро, прежде чем все исследователи умрут. Им хорошо. Но в этом и проблема: они измеряют хорошее деньгами. Это главная ошибка нашей так называемой цивилизации. У людей будет меньше денег, если вся эта фантасмагория: перемещение вещей туда-сюда, производство этих видео на YouTube (нужно ли мне говорить это?) и зарабатывание на этом денег — всё это станет труднее делать.
(29:24) Основная часть денег тратится на спорт. Беспрецедентно. Все футбольные матчи в Европе отменяются. В действительности прецеденты были: так уже делали во время войн, отменяли их. И всех молодых людей, футболистов, отправляли на смерть. Огромные деньги в этой сфере. Те, кто может хорошо пинать мяч, зарабатывают (назовём это «зарабатывают») в буквальном смысле миллионы евро за это умение.
(30:14) Если меньше денег будет обращаться, то будет меньше возможностей для греховной деятельности. Поскольку мясо стоит относительно дороже [обычной] пищи. Особенно если убрать субсидии правительства. Азартные игры уйдут. Множество их сконцентрировано в спорте. И для азартных игр определённо нужны деньги. Азартная игра — значит, что вы теряете свои деньги в большинстве случаев. Это греховно. Незаконный секс — не только из-за денег, люди просто будут опасаться подходить близко к другим. Интоксикации — скорее всего, их будет меньше, потому что они стоят денег. Нужно потратиться, чтобы купить виски, например. Его не так дорого производить, но правительства устанавливают высокий налог.
(31:26) Настанут плохие времена для проституток. Это хорошо или плохо? Потому что люди не будут приближаться друг к другу. Им надо будет иметь при себе сертификат о том, что у них нет коронавируса, каждый день. Так или иначе, это будет продолжаться, поскольку есть люди, которые привязаны к этому. Но так как эти случайные половые связи станут…, люди будут считать их опасными. «А что, если человек, которому я хочу вставить свою штуку или который хочет вставить что-то в мою штуку, что, если у него коронавирус? Лучше я поберегусь, останусь с женой или партнёром». И люди станут более нравственными. Какой бы ни была причина, но свободные половые связи уменьшатся, и люди, у которых их не будет, станут нравственными. Неожиданно они станут очень нравственными.
(32:40) А как насчёт меня? Что будет со мной, если я подхвачу коронавирус? Я скажу об этом. Что ж, я безропотно отношусь к факту, что я с очень большой вероятностью заражусь им, как и многие другие. И в 63 года этот мешок с костями, в котором я заключён в настоящий момент, имеет меньше шансов выжить, если я заражусь. Посмотрим. Я не контролирующий в этом мире, верьте или не верьте. И вы тоже. Кришна контролирует мир. Всё в конечном итоге в Его руках. Если я проживу ещё немного (я не собираюсь жить вечно в этом теле), я буду продолжать повторять Харе Кришна.
(33:31) И если я должен умереть сейчас… В любом случае я не проживу долго. Я не ожидаю, что проживу ещё 63 года в этом конкретном мешке с костями. Было приятно знать всех вас, и надеюсь встретить вас где-нибудь ещё. И мы можем повторять Харе Кришна вместе где-нибудь ещё. Мы надеемся, по милости Кришны. Что бы ни случилось, это интересные времена. Но это всего лишь ещё одна секунда в космическом времени. Если вы посмотрите на часы, там есть секундная стрелка: тик, тик, тик, тик. Всё космическое проявление — просто одна секунда в космическом времени. Тик, одна секунда. Маха-Вишну делает выдох — вселенные выходят из Его тела, делает вдох — и вселенные входят. И во вселенных возникают большие империи. Население уничтожается эпидемиями и болезнями. Коронавирус был, наверное, повсюду раньше, в предыдущей эпохе. Просто ещё одна секунда в космическом времени. С точки зрения вечности, с точки зрения времени и космоса мы очень-очень крошечные.
(35:05) И этот коронавирус не такой уж и важный, в конце концов. Ничто не является важным. Даже вся планета Земля — просто маленькая крупинка. Происходили и будут происходить такие вещи, и все люди будут бояться. Хорошая новость, настоящая хорошая новость в том, что мы вечны. По природе мы исполнены знания и блаженства и вечны, как Кришна. И мы не должны оставаться в этом мире рождения и смерти, страдать, бороться и бояться снова, снова и снова. Чтобы узнать подробнее, читайте «Бхагавад-гиту как она есть», которая гораздо больше соотносится с нашей ситуацией. Вы можете подумать: «Ну, это какая-то индийская религиозная книга». Но в действительности знание в ней гораздо ближе к нашей нынешней ситуации, чем коронавирус и всё остальное.
(36:18) Поскольку всё это: рождение, смерть, старость и болезни, надежды, борьба, вдохновение, страхи, разочарования — второстепенно по отношению к нашему настоящему существованию. Мы все — вечные духовные существа. Забывая об этом, мы продолжаем страдать в материальном мире жизнь за жизнью. Вы найдёте всё об этом в «Бхагавад-гите как она есть». Хотя она и была рассказана пять тысяч лет назад, она так же актуальна сейчас для нас, как была актуальна тогда. Потому что она — знание реальности за пределами этого временного существования, знание вечности. Сейчас мы можем обратно подключиться к нему.
Харе Кришна. Вопросы?
Харе Кришна Харе Кришна
Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама
Рама Рама Харе Харе