Мы можем наизусть заучить это: не подчинив себе ум и чувства, невозможно совершенствоваться в духовной жизни
Опубликовано 2 января 2025
Очень трудно овладеть умом. Но метод обуздания ума есть. [Господь Шри Кришна сказал: «О могучерукий сын Кунти, обуздать беспокойный ум, конечно же, чрезвычайно трудно. Однако это можно сделать с помощью определенной практики и отказа от мирских удовольствий» (Б.-г., 6.35)]. При помощи практики и следуя пути отречения, это сделать можно. Есть определенная техника. В некоторой степени я обсуждал это в своей книге «Брахмачарья в сознании Кришны». На пути сознания Кришны наш метод — это не механический метод, не как у йогов. Как я сказал, наш метод состоит в том, чтобы занять чувства в служении повелителю чувств. Таким образом мы обретаем высший вкус. Но пока этот высший вкус у нас не развился, мы должны следовать определенным ограничениям, потому что сан̇га̄т сан̃джа̄йате ка̄мах̣ (Б.-г., 2.62). Сан̇га̄т сан̃джа̄йате ка̄мах̣ означает, что желания развиваются в человеке в зависимости от его общения. Есть пример в «Шримад-Бхагаватам»: если горшок с гхи поставить рядом с огнем, то гхи растает. Зимой, в Индии, гхи застывает. Но если поставить гхи рядом с огнем, то, естественно, оно растает. Точно так же, когда мужчина оказывается в близости с женщиной, то это на него влияет.
Есть механический метод, который позволяет до какой-то степени с этим справиться. В варнашрама-дхарме, в карма-йоге, в гьяна-йоге, в аштанга-йоге и в бхакти-йоге — в любом цивилизованном обществе есть ограничения в смешивании полов. Есть много ограничений даже между мужем и женой в ведической культуре. И не только в ведический, но практически во всех, в любой культуре. Если есть только слово «культура», но культуры нет, то там свобода в общении мужчин и женщин. Иначе должны быть ограничения. В противном случае всё общество деградирует. Сейчас в американской армии есть женщины-солдаты. Я не хочу сейчас долго распинаться по поводу того, как это глупо. Но вот один пример. Спартанцы Древней Греции знамениты. Они знали: чтобы сражаться, нужно следовать целибату. Если же кто-то подбит стрелами Купидона, сражаться он не сможет. Для сражений необходима концентрация. Если ум отклоняется на всевозможную романтику, то должным образом сражаться невозможно. Такой человек поражен тонкими стрелами Купидона. Затем он будет поражен стрелами врага, ему настанет конец. Так что это просто здравый смысл: человек должен следовать ограничениям, чтобы владеть своими умом и чувствами. Мы говорили о запрете употреблять чай и кофе. Есть общие правила, которым нужно следовать. Но контролировать грубую деятельность чувств гораздо легче, чем контролировать ум. Человек может контролировать чувства: целибат, брахмачарья. Хорошо. Человек может не вступать в сексуальные отношения на грубом, физическом плане. Но овладение умом, у которого есть тенденция, желание участвовать в такой деятельности, это уже сложнее. Особенно сложно это для тех, кто воспитывался в очень чувственном обществе, особенно на Западе, сейчас и в Индии тоже.
Тем не менее Шрила Прабхупада пишет здесь, в предисловии «Нектара наставлений»: «Не подчинив себе ум и чувства, невозможно совершенствоваться в духовной жизни». Пока человек не будет управлять своим умом и чувствами, он не сможет никак продвигаться в духовной жизни. Мы учим шлоки и можем наизусть заучить это: «Не подчинив себе ум и чувства, невозможно совершенствоваться в духовной жизни». Вот и всё. Четко и ясно. Не требуется каких-то пространных, эзотерических рассуждений. Всё очень ясно и довольно строго, да? Насколько мы продвинулись в духовной жизни? Я был в Майяпуре, во Вриндаване, совершил Говардхана-парикраму, повторял шестьдесят четыре круга во время карттики, постился каждый экадаши, даже без воды, делал это, делал то, столько всего делал. Но овладели ли мы умом и чувствами? До какой-то степени владели, иначе как мы могли всё это делать. Тем не менее это тяжелое утверждение Шрилы Прабхупады заставляет нас задуматься.
Итак, первая обязанность — это управлять своим умом и чувствами. [В любой духовной практике человек должен в первую очередь обуздать свой ум и чувства (Н.-н., пред.)].