Недостаточно просто желать, необходимо прилагать усилия, действовать

    Опубликовано 27 октября 2018

Йога в сознании Кришны начинается с того, что человек помещает свой ум у лотосных стоп Кришны. Он предается Кришне. И тогда Кришна начинает действовать Сам. Кришну называют Хришикешой — повелителем чувств.

Также важный момент, который можно встретить в ведической психологии (не знаю, насколько он освещен в западной психологии), — в том, что ум непосредственно связан с чувствами, поэтому чувства также необходимо контролировать и обуздывать. В противном случае приводится пример колесницы: возничий не управляет лошадьми, и лошади идут вразнос. Очень опасное положение. На самом деле мы все находимся в этом положении. Поэтому чувства необходимо обуздать при помощи ума, при помощи разума, как говорит Шрила Прабхупада, применяя определенный метод. Этот глагол «strive», который использует Шрила Прабхупада, означает «прилагать усилия», действовать с решимостью, проявлять терпение в течение какого-то времени, стараться изо всех сил, прилагать максимум усилий. Таков смысл этого слова. Не пасовать перед препятствиями, которые возникают на пути.

Кришна соглашается с тем, что самоосознание — это нелегкий труд. Но если человек старается, йатата̄ («Бхагавад-гита» 6.36), прилагает усилия, то это возможно. И это справедливо по отношению к любым труднодостижимым целям. Их можно достичь. Что самое сложное, трудное в этом мире? Может быть, стать Господом Брахмой? Если человек совершенным образом проживет сто жизней, исполняя обязанности брахмана, это возможно, он сможет достичь этой цели.

Мы видим это на примере Вишвамитры, который по рождению был кшатрием и задался целью стать брахмарши. Для того, чтобы достичь этой цели, ему пришлось приложить очень много усилий. Бытует такое мнение среди так называемых психологов нью-эйдж, что для того, чтобы достичь какой-то цели, нужно просто захотеть: «Просто продолжайте думать об этом. Если вы будете думать об этом, то обязательно обретете». Может быть, конечно, в каком-то случае это сработает, но не в большинстве случаев. 

Например, если карлик захочет стать звездой баскетбола… Может, конечно, в следующей жизни ему удастся это сделать, если не появится лига баскетбола специально для карликов. Недостаточно просто желать, необходимо прилагать усилия, действовать.

Сейчас время шутки. Это религиозная шутка, поэтому в ней нет ничего предосудительного. Это еврейская шутка. В ней не высмеиваются евреи, просто евреи рассказывают эту шутку. Итак, Соломон жалуется Богу: «Господь, мой Бог! Один мой сосед выиграл в лотерею, другой мой сосед выиграл в лотерею, мой третий сосед выиграл в лотерею. Но почему же я ни разу так и не выиграл в лотерею? Чем я прогневал Тебя?» Тогда Бог ответил Соломону: «Ну смотри, Соломон, Я помогу тебе выиграть в лотерею. Но для этого ты тоже должен что-то сделать. Купи хотя бы лотерейный билет». Невозможно выиграть в лотерею, если вы не купили лотерейный билет. Нужно что-то сделать.

На хи суптасйа симхасйа правишанти мукхе мригах («Хитопадеша», 36). Здесь говорится, что если лев спит, то его жертва сама не зайдет к нему в пасть. То есть хищник должен выйти на охоту, должен прилагать усилия. Невозможно обрести результат, просто захотев что-то получить, необходимо действовать, прилагать усилия.

Бывают случаи, когда человек, не прилагая никаких усилий, вдруг, например, становится очень богатым. Но это лишь следствие его кармы, его действий, совершенных в прошлом. Но обычно все бизнесмены очень заняты. У них нет свободного времени. Потому что само слово «businessman» происходит от английских слов «busy» — занятый и «man» — человек. То есть это очень занятые люди. Но, с другой стороны, не всякий, кто занят какой-то деятельностью, становится богат. Поэтому существуют различные факторы. Основной фактор — это судьба, даивам͘ чаива̄тра пан̄чамам («Бхагавад-гита» 18.14)

Среди пяти факторов, определяющих любое действие, основной — это судьба. Но он не единственный, поскольку также есть усилия, которые прилагает человек, чтобы изменить свое положение. В конечном счете все, конечно, зависит от милости Бога. Но те, кто прилагает усилия, способны привлечь милость Господа.

Бхакти Викаша Свами, фрагмент лекции «Прилагать необходимые усилия» (Афонино, Россия, август 2018 г.)

 

 

См. также:

Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Сваямбху. Брахму тоже иногда называют сваямбху
Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Сваямбху. У Кришны есть такие качества, которые мы не можем проявить даже частично
Вайшнав должен тщательно избегать общения с обычными людьми
«Вишну-сахасра-нама» сосредотачивает нас напрямую на Кришне. Она помогает нам перестать фокусироваться на себе
«Шри Вишну-сахасра-нама» дает нам среду, благодаря которой можно разбирать разные темы «Бхагаватам»
Сначала нам нужно разобраться — в чем цель общества вайшнавов
Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Каждый должен понять, что Абсолют обладает непостижимыми энергиями
Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Прославлять Верховную Личность Бога — самая благоприятная деятельность
Сегодня Гаура-пурнима | Только благодаря особой милости Шри Чайтаньи Махапрабху самые падшие становятся самыми возвышенными
Прежде чем спрашивать — как быть терпимым, надо понять — что терпеть, а что терпеть не следует
Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Ишвара. В школе Бога атеисты получат двойку
Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Ишвара. Мы способны обрабатывать только очень ограниченное количество информации
Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Ишвара. В этом мире мы видим, что контроль исходит от личности
Если человек действительно продвигается в сознании Кришны, то естественным образом он желает помогать тем, кто пришел недавно, или тем, кто пришел давно, но сталкивается с какими-то трудностями
Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Ишвара. Тот, кто делает всё, что хочет, и ему не требуется помощь никого другого, — настоящий Ишвара
 

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Пометить