Рецепт успеха в духовной жизни: следовать правильному процессу

    Опубликовано 20 октября 2018

Арджуна протестует, говоря, что обуздать ум невозможно: это подобному тому, как обуздать ветер. Арджуна мог сражаться на равных с Господом Шивой, но считал себя не способным остановить или поймать ветер. И точно так же он считал невозможным обуздать или контролировать ум. Кришна согласился с этим: асам̇ш́айам̇ маха̄-ба̄хо, мано дурниграхам̇ чалам («Бхагавад-гита» 6.35) «Да, — сказал Кришна, — да, силач, обуздать ум очень трудно». Абхйа̄сена ту каунтейа, ваира̄гйен̣а ча гр̣хйате. «Но это возможно в результате практики отречения от мира». Асам̇йата̄тмана̄ його душ̣пра̄па ити ме матих̣ («Бхагавад-гита» 6.36). Он произносит этот текст, где сказано: «Да, это трудно, если человек не следует надлежащим образом определенному процессу». Но если процесс вам известен, то это можно сделать, можно обуздать ум.

В этой связи хотелось бы рассказать историю, связанную со Шрилой Прабхупадой. После того, как Христофор Колумб вернулся в Португалию, открыв Америку, он стал приближенным и получил доступ в королевский двор. И другие стали ему завидовать. Те, кто завидовал ему, говорили: «Ну что такого он сделал? Ну, подумаешь, сел на корабль, поплыл, наткнулся на какую-то землю! Любой мог бы это сделать!» И тогда Христофор Колумб пришел со всеми своими завистниками к королю и принес с собой куриное яйцо. (Все ведь слышали про Христофора Колумба? Фигура очень значительная в истории Америки, но, конечно, никак не связанная с историей России. Шрила Прабхупада говорил, что Христофор Колумб открыл Америку, получив благословение Господа и имея благочестивую карму). Христофор Колумб задал такой вопрос: «Кто сможет поставить это яйцо на стол вертикально?» Его завистники пытались это сделать и, естественно, яйцо падало на бок.

Когда ни у кого не получилось это сделать, Христофор Колумб сказал: «Я покажу вам, как нужно». Вы все понимаете, как выглядит куриное яйцо? Здесь люди едят яйца. У яйца есть острый и тупой конец. Тогда он слегка ударил тупым концом по столу, скорлупа немного разбилась, и яйцо встало вертикально. Все завистники сказали: «Ну так любой мог это сделать!» «Сейчас да, но раньше нет», — ответил Колумб.

Поэтому, если следовать правильному пути, применять правильный способ, то можно достичь результата. Если следовать правильному процессу, то, по сути, можно достичь чего угодно в этом материальном мире. Когда я рассказываю эту историю в Индии, я привожу в пример чапати. Здесь в России я привел пример яйца. Основные компоненты хлеба — это мука, вода, обычно используют дрожжи или какой-то другой разрыхлитель. Есть, конечно, рецепты на закваске. Но обычно используют либо дрожжи, либо пищевую соду. Можно добавлять и другие ингредиенты: сахар, соль, можно потереть туда морковку. Но основные ингредиенты хлеба — это мука, вода и, предположим, дрожжи. И мука стоит определенных денег. Она не дорогая, но, тем не менее, чтобы ее купить, нужно заплатить определенные деньги. Пшеничная мука или ржаная, неважно. Воду можно взять из крана. За воду вы тоже платите, но уже гораздо меньше, чем за муку.

И кто-то может подумать: «Как хорошая домохозяйка, я должна сэкономить немного средств для бюджета семьи. Поэтому вместо того, чтобы использовать в приготовлении хлеба 80% муки и 20% воды, поскольку вода дешевле, я использую 80% воды и 20% муки, и таким образом сэкономлю деньги». Неплохая идея, да? Хлеба не получится.

Нужно строго следовать предписаниям. Мука должна быть определенного качества. Для выпечки хлеба подойдет не каждая мука. Воды нужно добавлять определенное количество, не слишком мало, не слишком много. Нужно все это смешать, затем оставить на какое-то время, чтобы оно поднялось. Закрыть это тесто. Затем нужно выпекать при определенной температуре в течение определенного времени. На первый взгляд, нет ничего проще, чем испечь хлеб. Но если делать все неправильно, то не будет никакого результата.

Это справедливо в отношении любых вещей в этом мире. Если вы решаете какое-то алгебраическое уравнение, то вы должны понимать, как оно решается, знать все эти формулы. Вы не можете изобрести свою собственную алгебру. Точно так же, как вы не можете придумать свой собственный способ выпечки хлеба. Люди выпекают хлеб уже многие тысячи лет. И улучшить этот метод уже нечем: пӯрваих̣ пӯрватарам̇ кр̣там («Бхагавад-гита» 4.15).

Нужно просто следовать правильному рецепту, то есть делать то, что делали люди на протяжении веков. И тогда вы получите искомый результат. Все это материальные примеры, которые свидетельствуют о том или иллюстрируют то, что в духовной жизни мы тоже должны использовать правильные методы. Выпечка хлеба — достаточно простой процесс. Создание космических кораблей и запуск их в космос — более сложное занятие. Все должно быть сделано правильно. В противном случае все закончится печально. Может быть, у вас был опыт, вы имели дело с какими-то крупными механизмами: если отсутствует какая-то небольшая деталь, какой-то винтик или гаечка, весь этот огромный механизм не будет работать. Если приходит в негодность какая-то деталь, этот механизм не будет работать. Поэтому если речь идет об автомобиле, то необходимо регулярно проходить техническое обслуживание, заменять те детали, которые износились или вышли из строя для того, чтобы автомобиль был в рабочем состоянии.

Процесс самоосознания — очень сложный процесс, поскольку он непосредственно связан с умом. Существует много семинаров по психологии, поскольку деятельность ума очень сложна и запутана. А современные психологи даже представления не имеют о том, что такое ум.

Но есть ведическая психология. И можно сказать, что «Бхагавад-гита» является таким трактатом по психологии. И одну важную вещь, которую можно встретить только в «Бхагавад-гите», не встретить в трудах эмпирических психологов, — это необходимость обуздания, необходимость контроля ума. И, безусловно, это совершенно нелегкая задача. Но она выполнима, если следовать правильному процессу. Этот процесс как раз и называется йогой.

Бхакти Викаша Свами, фрагмент лекции «Прилагать необходимые усилия» (Афонино, Россия, август 2018 г.)

 

 

См. также:

Сначала нам нужно разобраться — в чем цель общества вайшнавов
Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Каждый должен понять, что Абсолют обладает непостижимыми энергиями
Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Прославлять Верховную Личность Бога — самая благоприятная деятельность
Сегодня Гаура-пурнима | Только благодаря особой милости Шри Чайтаньи Махапрабху самые падшие становятся самыми возвышенными
Прежде чем спрашивать — как быть терпимым, надо понять — что терпеть, а что терпеть не следует
Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Ишвара. В школе Бога атеисты получат двойку
Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Ишвара. Мы способны обрабатывать только очень ограниченное количество информации
Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Ишвара. В этом мире мы видим, что контроль исходит от личности
Если человек действительно продвигается в сознании Кришны, то естественным образом он желает помогать тем, кто пришел недавно, или тем, кто пришел давно, но сталкивается с какими-то трудностями
Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Ишвара. Тот, кто делает всё, что хочет, и ему не требуется помощь никого другого, — настоящий Ишвара
Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Ишвара. В «Бхагавад-гите» Господь Кришна снова и снова использует имя Ишвара в отношении Себя
Снова повторю — должно быть знание и понимание
Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Прабху. В конечном итоге дарует все плоды Кришна
Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Прабху. Кришна — Господин, даже если кто-то отрицает это
Если вы будете служить миссии Шрилы Прабхупады, я буду очень счастлив
 

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Пометить