English

Не заставляйте своих детей страдать

16 июля 2020 | Салем, Тамил Наду, Индия

Слушать (30 м 6 с)     Скачать (41,5 МБ)    

Недавно я говорил о том, что глупцы не принимают ничьи советы. Как я отметил в начале той речи, это в большей степени социальный или поведенческий, а не просто духовный вопрос. Но он касается и преданных Движения сознания Кришны, а потому я посчитал необходимым проанализировать эту проблему. И сегодня я хотел бы обратиться к похожей теме — она не является напрямую духовной, но касается поведения наших преданных, нашей жизни в этом мире. Эту тему необходимо разобрать хотя бы ради тех, кому нравится меня слушать. В каком-то смысле я тоже лайф-коуч [тренер по личностному росту], потому что даю наставления о том, как нам жить в этом мире.

(1:03) Кроме того, в недалёком прошлом я высказался резко против лайф-коучей, их мошенничества и обмана, попыток дать людям метод достижения успеха и счастья в этом мире. Такая форма лайф-коучинга — это обман. Однако на деле каждому нужен наставник, каждому нужен гуру. Первые гуру — мать, родители, старшие. Старшего брата необходимо принимать как своего гуру — классический пример [такого отношения] мы можем найти в «Рамаяне».

(1:50) Итак, нам действительно необходимы гуру и нам действительно необходимы наставники, [которые бы учили нас], как жить в этом мире. Однако я также говорил об обмане, атеизме и ложном наставничестве под именем лайф-коучинг-бизнеса с оборотом в несколько миллиардов долларов.

(2:11) Кроме того, это мой долг. Ведь я получил наставления от необычайно великого гуру, Его Божественной Милости Шрилы Прабхупады, и действую по его приказу, а также в соответствии с системой, которая существует с незапамятных времëн и предписывает всякому, кто получил это животворящее знание, передать его следующему поколению.

(2:37) Впрочем, чтобы не разглагольствовать слишком много (а меня однажды обвинили в разглагольствовании), вернусь к теме — неисчислимым страданиям, которые приходится испытывать многим детям. При этом родители могут даже не понимать, что причиняют им боль.

(3:06) Понимаю, это звучит смехотворно: предполагается, что родители желают своим детям только блага. Причём не просто желают, но и жертвуют [собой ради этого]. Для родителей благополучие детей становится важнее их собственного счастья. Это типично не только для человеческого общества, но и для собак, а также большинства представителей разных живых существ — особенно находящихся на более высоком уровне развития.

(3:44) Однако среди детей и молодёжи весьма распространены самоубийства. Здесь, в Индии, по статистике почти каждый час один молодой человек (будем учитывать возраст до 30 лет) совершает самоубийство. И мне самому, и почти каждому жителю Индии известны такие случаи. Я лично был знаком с людьми — хотя и не очень близко… В общем, много лет назад я узнал, что в одной семье некто совершил самоубийство. Также время от времени мы слышим, что живут такие-то и их ребёнок расстался с жизнью — или нечто подобное. Или что чей-то брат совершил самоубийство, что-то в этом роде.

(4:50) Это очень распространённое явление. И такие случаи считаются великим позором для всей семьи — в первую очередь в социальном отношении. Ведь нередко люди начинают думать, что родители могли плохо обращаться с ребёнком. Поэтому я попробую объяснить, что во многих случаях родители, хоть и неумышленно, но в каком-то смысле виноваты в этом.

(5:26) Итак, когда мы говорим о самоубийствах среди молодёжи, то думаем, что, возможно, главной причиной этого становится любовь. Отвергнутые влюблённые... И они совершают самоубийство. [Да,] это может быть одной из причин. Ещё одной причиной может стать психическая неуравновешенность. И хотя [d1] справедливо, что любой самоубийца наверняка психически неуравновешен, [в этом случае я имею в виду] некую врождённую болезнь, а не вызванную внешними обстоятельствами нестабильность.

(5:56) Распространённой причиной самоубийств среди молодёжи является стресс, которому [подвержены] дети, подростки и ребята постарше. Они испытывают серьёзное давление, стараясь преуспеть в учëбе, — и даже после учёбы, когда пытаются найти работу, вырваться вперёд и добиться успеха в жизни. Это серьёзное давление. Мы можем видеть, как маленькие дети… Конечно, сейчас из-за коронавируса мы не видим, как дети ходят в школу, но обычно мы можем наблюдать, что даже дошкольники посещают небольшие подготовительные занятия. Здесь, в Салеме, в Южной Индии, когда мы жили в здании, которое арендовали ещё до приобретения этого участка, мы видели, как на крыше дома напротив каждое утро после мангала-арати, с восходом солнца, собирались дети и на этой плоской крыше у них проходили подготовительные занятия. А вечером на той же крыше с ними проводились дополнительные уроки.

(7:19) Итак, дети ходят в школу, их начинают обучать с ранних лет. Они ходят в школу, носят кипы книг, которые надо вызубрить и запомнить. Колоссальное давление в попытках стать лучшим учеником или по крайней мере попасть в пятёрку лучших — ведь самым лучшим может быть только один ученик. И как бы вы ни давили на детей, как бы они ни старались, не все обладают одинаковыми способностями. Всегда будут те, кто не так умён и не так хорошо учится. Но даже если все учатся хорошо, всё равно будет деление — кто-то будет хуже других.

(8:17) У родителей есть огромные ожидания, из-за этого они заставляют детей хорошо учиться и полагают, что всё это исключительно ради их блага: ведь они должны пробиться в жизни, а учёба — единственный способ. Также это вопрос престижа, потому что родителям нравится хвастаться: «Мой ребёнок то, мой ребёнок сё, он лучший ученик в классе».

(8:50) Надеемся, родителями руководит лишь желание убедиться, что у ребёнка всё хорошо. Хотя на самом деле они просто мучают своих детей, при этом дети могут даже не подавать виду и часто совершают самоубийство. Дети этого не показывают, но глубоко внутри они испытывают колоссальное давление и чувство вины, если не могут хорошо учиться. Однако иногда мы видим, что даже хорошие ученики расстаются с жизнью. Они отличники в школе, но двоечники с точки зрения внутренней удовлетворённости: страдают от депрессии и т.п.

(9:46) Случается, что родители чересчур сильно давят на своих детей. Я знал одного юношу, [родители] которого всё время повторяли: «Ты должен быть таким же, как такой-то и такой-то». То есть как их знакомый — очень успешный, буквально «на вершине мира» в материальном отношении. И родители постоянно давили на парня: «Ты должен быть таким же». А для него это было колоссальным напряжением — ведь, повторюсь, мало кто из людей может добиться подобного успеха. А если кто-то и добьётся, то это будет результатом накопленной кармы. В общем, не у каждого это получится. И когда вы не можете оправдать ожидания своих родителей, то чувствуете… Ребëнок ещё эмоционально незрел, но уже старается изо всех сил. И он знает только мир своих родителей — локальное общество, в котором он живёт и где все пытаются добиться успеха. В итоге, если он плохо учится, то чувствует себя абсолютно бесполезным.

(11:00) А ещё есть сверстники, которые тоже оказывают давление друг на друга — например, если у кого-то из них есть изъяны во внешности. Ведь так же, как не все дети могут быть лучшими учениками класса, не все хороши собой. Кто-то слишком полный, кто-то слишком худой, у кого-то смешной нос с горбинкой, у кого-то зубы выглядят не очень хорошо и т.п. Дети могут быть очень жестоки друг с другом. А когда кто-то плохо учится и неудачно сдаёт экзамены, его тоже бьют и дразнят, всячески издеваются.

(11:45) По идее, детство должно быть очень счастливым периодом, но для многих детей оно таковым не является. И хотя большинство детей всё-таки не совершает самоубийства, надо понимать — раз многие идут на суицид, значит, это уже синдром. Так что эта проблема касается большинства детей. Некоторые из них впадают в такое отчаяние, что совершают самоубийство, а другие, пусть и не идут на этот шаг, всë равно испытывают стресс, пребывают в депрессии и т.д.

(12:31) Итак, родители думают, что трудятся на благо своих детей, а в результате обрекают их на жизнь, исполненную напряжения. И напряжение не прекращается даже после окончания учёбы — ведь после этого они приходят в мир бизнеса и снова в погоне за успехом оказываются под серьёзным давлением. Это никогда не кончается — так как же можно сознательно обрекать детей на такую жизнь? Мы должны помнить об этом.

(12:54) Итак, я говорю о том, что касается в основном высших слоёв общества, тех, кто требует от детей успеха в учёбе и у кого есть деньги, чтобы оплачивать их обучение в самых престижных школах.

(13:19) В высших слоях общества, например, среди представителей среднего класса, развод тоже более распространён. А развод — ещë один способ заставить своих детей страдать. Я знаю это на своём опыте: мои родители развелись. Для меня это было очень, очень тяжело — психологически и эмоционально. Вспоминая об этом сейчас, я могу понять родителей, но тогда мне было очень и очень тяжело. В каком-то смысле их развод принёс мне благо, потому что стал частью того эмоционального процесса, который привëл меня к сознанию Кришны. Но всё равно — это было очень и очень трудно.

(14:21) А в древней культуре, в Индии, было так: если супруги недовольны друг другом, они просто терпят. Хотя бы ради своих детей. Такие родители не стали бы ругаться у них на глазах и наговаривать друг на друга: «Твой отец такой плохой», «Твоя мать такая плохая» — потому что по-настоящему беспокоились о благе своих детей. [А современные родители так поступают] или полагают, что ради блага детей нужно развестись.

(14:55) [Это недопустимо]. За исключением случаев, когда, например, отец подвергает своих детей сексуальному насилию, что также бывает. Это, конечно, может быть веской причиной. Но иначе, если вам просто не нравится муж и т.п., у вас с ним какие-то разногласия… В современном мире слишком просто развестись, а страдают дети. Вы можете думать: «Дайте мне выпутаться из этой ситуации, чтобы я меньше страдал». Но будет лучше, если родители решат действовать цивилизованно — по крайней мере, по отношению друг к другу. В любом случае жизнь коротка, а мы должны жить в этом мире в соответствии с дхармой и думать о том, что лучше для детей, а не для нас.

(16:00) Итак, можно сказать, что это ещё одна форма насилия над детьми. Несомненно, родители заставляют своих детей страдать, если подвергают их сексуальному насилию — это, конечно, происходит не так часто, но и не так редко, к сожалению.

(16:16) И я поднимаю эту тему, чтобы заставить родителей, которые любезно выслушают меня и отнесутся к моим словам со всей серьёзностью, задуматься, что пора пересмотреть методы воспитания детей. Но разве будут это слушать те, кто подвергает детей сексуальному насилию? Их даже нельзя назвать нравственными цивилизованными людьми. Даже животные так не делают. Это очень, очень… На каком же низком уровне должно быть сознание у такого человека! Невозможно даже представить. Таково влияние Кали-юги, века раздоров, лицемерия и самых ужасных явлений. Как люди могут поступать настолько ужасно?

(17:03) Во всяком случае, это происходит относительно редко. Я имею в виду высшие слои общества. Они побуждают своих детей добиваться успеха в учёбе. Они также могут разводиться или ругаться на глазах у детей и таким образом очень сильно расстраивать их.

(17:23) Среди низших слоёв общества очень распространено пьянство. Отец возвращается домой пьяный, бьёт жену и детей. Он даже не понимает, что делает. Это ещё один источник беспокойств для детей. Но я сказал, что буду раскрывать тему именно для преданных. Пьянство, конечно, встречается и среди высших слоёв общества, под которыми мы подразумеваем то же, что и большинство людей — тех, у кого много денег. Что же касается побоев, то это не только избиение мужем жены — жёны иногда тоже бьют мужей. [Сюда же относится] и избиение детей. Само по себе избиение — это просто безумный способ выплеснуть своë недовольство. В каком ужасном веке мы живëм… Но по крайней мере… Ах, да, я обещал обращаться к преданным. А пьянство вряд ли имеет к ним отношение — преданные не напиваются, не употребляют алкоголь. Возможно, есть какие-то отдельные неизвестные мне случаи, когда кто-то, кто вроде бы является преданным, также выпивает. Но это под большим запретом, табу, и преданные в основном не употребляют алкоголь. Хотя в обычном обществе это распространённое явление.

(17:23) Итак, всё это проблемы, о которых мы, как Движение, должны думать. Если дети растут несчастными, то что с ними станет в зрелом возрасте? Как они будут воспитывать следующее поколение?

(19:15) Подобная же мысль беспокоила Арджуну. В самом начале «Бхагавад-гиты» он жаловался Кришне, что, если битва состоится, женщины будут лишены защиты, родят детей с плохим сознанием и весь мир превратится в ад. И это уже происходит на наших глазах: люди всё больше и больше деградируют, поколение за поколением. Когда это прекратится?

(19:47) Каждый из нас может заново оценить и посмотреть, как мы проживаем свою жизнь, воспитываем и растим детей.

(20:01) Что же нам делать? Мы можем сказать: «Подталкивать детей к успеху — это наш долг, другого выхода нет. Ведь общество организовано так, что без хорошей работы и престижного диплома они не найдут достойную работу. Поэтому мы просто обязаны это делать — иначе они устроятся на какую-нибудь нищенскую работу, а это очень плохо. В общем, нам необходимо трудиться — так почему бы не трудиться тяжело и не устроиться туда, где лучше платят? Вот почему мы должны побуждать своих детей двигаться к успеху».

(20:39) Но эта идея зиждется на заблуждении — и даже на нескольких. Первое заблуждение — якобы нет альтернативы тому обществу, в котором мы живëм. И второе — всё это исключительно ради блага детей. Чтобы они больше зарабатывали и достигли большего успеха по меркам материалистичного общества.

(21:08) Безусловно, родители желают счастья своим детям и потому подталкивают их к успеху, считая, что, если у них будет больше денег, они станут счастливее. Однако это грубое заблуждение, и видно, что это неправда. Если детям придëтся работать, работать, работать и работать, всю жизнь пребывая в стрессе, то, хотя у них и появится шанс получать больше денег, они точно не станут счастливее.

(21:38) К сожалению, практически всё общество введено в заблуждение такой идеей. Она распространена даже среди преданных. И ещё одно заблуждение — якобы это единственный способ выжить. Это могло бы быть правдой, да только Шрила Прабхупада милостиво — я в том числе обращаюсь к собравшимся здесь преданным — Шрила Прабхупада милостиво дал нам разгадку утверждения: «Вы не обязаны так тяжело трудиться».

нāйам͘деходеха-бхāджāм͘ нр̣локе

кашт̣āнкāмāн архате вид̣-бхуджāм͘йе

таподивйам͘ путракā йена саттвам͘

ш́уддхйедйасмāдбрахма-саукхйам͘тванантам(Бхаг., 5.5.1)

(22:25) Прабхупада часто цитировал этот стих из наставлений Господа Ришабхадевы. Тот, кто получил человеческое тело, — Шрила Прабхупада часто перефразировал это именно таким образом — не должен тяжело трудиться, чтобы жить подобно свиньям и собакам, поедателям испражнений. Наоборот, человек должен предаваться божественной аскезе, с помощью которой он может достичь высочайшего уровня благости и обрести безграничное, вечное, трансцендентное блаженство.

(23:03) Итак, следуя этому общему наставлению, Шрила Прабхупада всячески побуждал преданных придерживаться принципа «жить просто и мыслить возвышено», развивать общины, где каждый обязан трудиться, каждый чем-то занят, но где никого не заставляют идти к некоему «успеху» и где цель — жить вместе с преданными в сельских общинах, [заниматься] фермерством, ткачеством, прядильным делом, простым домашним производством. [В общем], жить очень просто. Также у нас [в общинах] есть школы, в которых дети изучают основные навыки, необходимые для жизни в этом мире. Но подлинный центр, цель жизни — стать сознающими Кришну.

(24:05) Итак, нам не нужно заставлять детей совершенствоваться в том образе жизни, который не принесёт им счастья и не поможет достичь цели человеческого существования — стать сознающим Кришну. Но для этого должны произойти изменения в нашем сознании. [Нам необходимо] отказаться от ложной идеи, что деньги, престиж и социальное положение приносят счастье.

(24:36) Если мы желаем блага нашим детям, следует понять, в чëм же оно заключается. Его источником, очевидно, не является «успех» в несчастном и сбитом с пути обществе. Также нам стоит задуматься о цели жизни — как стать сознающими Кришну, и о родительских обязанностях — как помочь детям достичь этой цели.

(25:10) Снова приведу стих из наставлений Господа Ришабхадевы, который часто цитировал Прабхупада:

гурур на сасйāтсва-джано на сасйāт

питā на сасйāджджананӣ на сāсйāт

даивам͘ на тат сйāн на патиш́часасйāн

на мочайедйах̣самупета-мр̣тйум (Бхаг., 5.5.18) [d2]

(25:28) «Тот, кто не способен вызволить своих подопечных из круговорота рождения и смерти, не имеет права становиться духовным учителем, мужем, отцом, матерью или полубогом, которому поклоняются простые смертные».

(25:55) Это первостепенный долг родителей. И хотя мы думаем, что первостепенный долг родителей — дать детям хорошее образование, благодаря которому они смогут пробиться в жизни, «Шримад-Бхагаватам» даёт другой ответ. Первостепенный долг — помочь детям вернуться назад к Богу, Кришне.

(26:16) Поэтому Движение сознания Кришны организует сельскохозяйственные общины, которые призваны восстановить изначальную варнашрама-дхарму с гурукулами и обучением разным профессиям.

(26:33) Мы приглашаем преданных: приходите к нам, присоединяйтесь, дайте своим детям лучшее будущее — в подлинном смысле этого слова. Но необходима смелость, чтобы пойти наперекор устоявшимся правилам, выдержать, перетерпеть все оскорбления в свой адрес: «Вы не заботитесь о своих детях должным образом. Вы не даёте им хорошую работу. Почему вы оставляете общество? Вы убегаете». Вы услышите много насмешек. Поэтому, чтобы по-настоящему действовать во благо своих детей, необходима смелость.

(27:16) Пожалуйста, подумайте об этом. Родители, вы желаете счастья своим детям — так не заставляйте же их страдать. Не мучайте их. Делайте то, что принесëт им благо в подлинном смысле этого слова. И если мы по-настоящему являемся преданными Кришны, если мы по-настоящему обрели милость преданных Кришны, мы поймём, что единственное истинное благо, которое мы можем принести своим детям, — помочь им стать сознающими Кришну под руководством гуру-садху-шастр, уделяя особое внимание учению Шрилы Прабхупады, который пришёл в этот мир и смог увидеть всё это в истинном свете.

Он жил в Индии, стремительно переходящей к материализму, в которой Пандит Неру и другие проповедовали: «Все проблемы Индии — от излишней религиозности. Мы должны стать материально развитыми». Шрила Прабхупада приехал в «материально развитую страну Запада», то есть в Америку 1960-х, которая в материальном отношении по сравнению с Индией была как будто другой вселенной. Настолько развитой она была. Но Шрилу Прабхупаду это нисколько не впечатлило. За таким фасадом он видел пустоту материалистичного общества. Черпая вдохновение в Кришне и принимая Его руководство, Шрила Прабхупада хотел дать каждому знание о лучшей жизни — как в материальном, так и в духовном отношении — жизни, в которой дети могут расти по-настоящему счастливыми.

(29:09) Как часто вы видите своих детей беззаботно смеющимися, понимающими, что они счастливы и в безопасности? Но ведь именно так дети должны расти. Счастливыми и защищёнными. Счастливыми в сознании Кришны. Поэтому будьте добры, подумайте об этом и не заставляйте своих детей страдать. Харе Кришна!

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Пометить