Реинкарнация – это факт, а не вопрос веры

    Опубликовано 28 марта 2018

Ещё один жизненно-важный факт, который мы должны понимать, состоит в том, что мы вечны. И что страдания в материальной жизни также как будто вечны – пока мы не освободились из материального мира, нам приходится страдать из рождения в рождение. Реинкарнация – это факт, это не индуистская вера. Индуисты, буддисты, джайнисты верят в реинкарнацию. Но это не вопрос веры: «Поскольку я индус, я перевоплощусь. Но если я перешёл в ислам, то я не перевоплощусь, я отправлюсь в рай, а все индусы будут перевоплощаться». Нет, это не вопрос веры. Шрила Прабхупада много раз говорил: «Это не вопрос веры, это факт». Реинкарнация – либо факт, либо нет. Это не вопрос веры. Либо Нью-Дели – столица Индии, либо нет. Это не зависит от чьего-то мнения, это не зависит даже от мнения Сони Ганди. <…> Даже если величайший авторитет политики в Индии будет утверждать, что Пуны – столица Индии, это всё равно будет неправильно, потому что есть определённые факты, которые не зависят ни от чьего мнения. Истина – это истина. Она трансцендентна к любому мнению.

Итак, реинкарнация – это факт. Мы должны это понимать. Если мы не уверены… Но мы должны быть уверены, мы должны знать! Это важный момент. Мы должны понимать, знать, факт это или нет. Как мы это поймём? Ну есть разные способы понять это. Один способ – с позиции шастры. Однажды Шрила Прабхупада в Швеции встретился с индийским доктором, который при этом был довольно атеистичен. Этот врач спросил у Шрилы Прабхупады, в чём доказательство существования души. И Шрила Прабхупада сказал: «Потому что Кришна говорит так в “Бхагавад-гите”». Врач не согласился. Но Шрила Прабхупада в этих обстоятельствах стоял на своём: «Шастра даёт знание». Это один из принципов доказательства, который мы можем принять.

Ещё один принцип доказательства… Если мы не хотим верить просто в то, что говорит Кришна (многие люди скажут: «Какая разница, что Кришна говорит!»), мы можем понять это из шастр, через объяснения Кришны. Шрила Прабхупада более чем часто утверждал: «Поскольку Сам Кришна это говорит и объясняет – это лучшее утверждение».

дехино ’смин йатха дехе
каумарам йауванам джара
татха дехантара-праптир
дхирас татра на мухйати

(«Бхагавад-гита» 2.13)

В трёх четвертях стиха Кришна объясняет принцип. И Шрила Прабхупада часто экстраполирует это, поясняя, что тело мальчика меняется каждую наносекунду. Тело и ум маленького ребёнка – это не тело и ум юноши. Тело и ум юноши меняются снова и снова, так что, если у нас есть фотографии 4-летнего и 14-летнего – это та же личность, но тело подверглось множеству трансформаций. Если мы сравним фотографии, мы увидим, что тело другое, тем более у 80-летнего.

Так что изменения имеют место. Значит, это уже что-то другое. Но есть стабильный принцип, который тоже не меняется, и по которому мы можем понять, что это тот же человек. Этот стабильный принцип заключается в том, что человек – это личность, это душа. Тело постоянно меняется, но личность остаётся той же. Поэтому мы понимаем, что личность – это неизменный принцип. Смерть тела – это также изменение. Мы понимаем, что на душу эти изменения не влияют. Но что происходит? Как Кришна говорит, дехантара праптир. Мы можем даже логически понять, что тело отличается от души, что нет жизни в химических веществах, мы можем собрать все химические вещества, которые присутствуют в теле, но не сможем их оживить.

Шрила Прабхупада часто приводил пример: ребёнок иногда рождается мёртвым, физический состав тела тот же самый, что и у живого ребёнка, младенца. Что же произошло? Если это просто химические вещества, тогда что-то там измените и оживите ребёнка. Но это невозможно.

То есть существует много способов понять, что душа, покидая тело, входит в новое тело, что сознание – это признак души, оно не зависит от химических элементов, и это значит, что оно будет продолжать существовать после смерти тела. И также это объясняет, почему некоторые люди рождаются в богатых семьях, а некоторые – в бедных.

Уже в юности мне было логически понятно: если мы признаём, что есть Бог, высший правитель, почему Он должен помещать нас в ситуацию, где у нас только один шанс? Тому, что у нас только один шанс, меня учили в христианской традиции: «Если будешь неподобающе себя вести, будешь вечно гореть в аду». Но это как-то нелогично. Нам же хочется думать, что Бог добр. Если Он добр, то почему Он создал подавляющее большинство людей, которые не являются христианами? Он создал их, чтобы они вечно горели в аду? Проблема. Некоторые люди рождаются в такой ситуации, в которой никогда не услышат христианского послания. И даже если услышат, будут не очень-то склонны принимать его. Например, вы все в основном из индуистских семей, и вам не близко послание Христа или Мухаммеда в отличие от тех, кто родился в такой культуре. Так почему же Бог с самого начала помещает людей в невыгодное положение? Нелогично. Но если мы понимаем, что существует реинкарнация – рождение за рождением, это означает, что мы рождаемся в разных ситуациях в соответствии с нашей прошлой деятельностью.

пурушах пракрти-стхо хи
бхункте пракрти-джан гунан
каранам гуна-санго ’сйа
сад-асад-йони-джанмасу

(«Бхагавад-гита» 13.22)

Мы застреваем в материальной природе, поскольку пытаемся наслаждаться ею, пытаемся наслаждаться тремя гунами материальной природы. И из-за общения с этими гунами мы получаем разные рождения. Так что хотя реальность может быть не полностью понятна нашему разуму (мы не ожидаем, что сможем познать и наблюдать реальность), реинкарнация рождает в нас чувство справедливости, некоего порядка.

Если же мы верим в научные доказательства, то существует масса научных доказательств реинкарнации. Однако ортодоксальная наука их отвергает, как и всё остальное, во что ей не хочется верить. Нам говорят, что наука должна быть бесстрастным исследователем реальности. Но это не так. Есть много явлений, которые учёные априорно отвергают, потому что не хотят в это верить.

Бхакти Викаша Свами, второй фрагмент лекции «Факты, о которых мы должны знать»

(первый фрагмент «Мы должны быть убеждены, что материальный мир полон страданий. Без этого духовная жизнь не начнётся»)

 

См. также:

Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Сваямбху. Брахму тоже иногда называют сваямбху
Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Сваямбху. У Кришны есть такие качества, которые мы не можем проявить даже частично
Вайшнав должен тщательно избегать общения с обычными людьми
«Вишну-сахасра-нама» сосредотачивает нас напрямую на Кришне. Она помогает нам перестать фокусироваться на себе
«Шри Вишну-сахасра-нама» дает нам среду, благодаря которой можно разбирать разные темы «Бхагаватам»
Сначала нам нужно разобраться — в чем цель общества вайшнавов
Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Каждый должен понять, что Абсолют обладает непостижимыми энергиями
Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Прославлять Верховную Личность Бога — самая благоприятная деятельность
Сегодня Гаура-пурнима | Только благодаря особой милости Шри Чайтаньи Махапрабху самые падшие становятся самыми возвышенными
Прежде чем спрашивать — как быть терпимым, надо понять — что терпеть, а что терпеть не следует
Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Ишвара. В школе Бога атеисты получат двойку
Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Ишвара. Мы способны обрабатывать только очень ограниченное количество информации
Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Ишвара. В этом мире мы видим, что контроль исходит от личности
Если человек действительно продвигается в сознании Кришны, то естественным образом он желает помогать тем, кто пришел недавно, или тем, кто пришел давно, но сталкивается с какими-то трудностями
Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Ишвара. Тот, кто делает всё, что хочет, и ему не требуется помощь никого другого, — настоящий Ишвара
 

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Пометить