Косвенная проповедь. Косвенные последователи

    Опубликовано 2 апреля 2018

Бхакти Викаша Свами отвечает на вопрос о косвенной проповеди (вопрос не слышен):

– Что такое косвенная (indirect) проповедь, что это значит? Проповедь означает говорить людям: «Вы должны использовать эту жизнь, чтобы понять, что вы не это тело, вы – вечная душа, вы – частичка Кришны». Как вы скажете это косвенно? (Смех в зале). Нет, нет, скажите мне, как вы скажете об этом не напрямую? Косвенно – значит, что вы пытаетесь сказать, но не хотите, чтобы люди услышали это, потому что вы боитесь, что им это не понравится. Как вы это делаете? Вы пытаетесь им что-то сказать и в то же время не сказать. (Смех в зале). Так? Я не понимаю. […] Простите, я не могу ответить на этот вопрос. Я не понимаю, в чём заключается косвенная проповедь. (Преданного не слышно).

Нет. Проповедь означает давать людям знание, которое им нужно. Как вы будете сообщать людям, не говоря им? Я не понимаю, как это возможно. Вы можете сказать людям: «Вы – не это тело, вы – вечная душа». Вы должны сказать им это. Как это сказать косвенно? Что вы скажете вместо того, чтобы объявить, что эта жизнь предназначена для осознания Бога? (Преданного не слышно).

Скажите мне! Хорошо. [Представьте, что] вы проповедуете мне сейчас косвенно. Вы должны мне сказать, что человеческая жизнь предназначена для осознания Бога. Скажите мне это косвенно. (Смех в зале). Скажите мне. Что вы скажете? Не давать послание напрямую. Хорошо, дайте мне не напрямую. […]

Делать отношения лучше в материальной жизни… Гуна благости… Гуна благости начинается с понимания, что мы – не тело. Гуна благости означает беспокоиться о самореализации. Итак, вы заводите друзей среди людей мирским способом… (Преданного не слышно).

Вы можете говорить людям: «Вы – не тело, вы – вечная душа». Те, кто искренен, серьёзен, примут это. Я написал об этом книгу «Бескомпромиссная проповедь в служении Шриле Прабхупаде» («On Speaking Strongly in Srila Prabhupada’s Service»). Я пишу об этом там. Об этой идее: заводить друзей, постепенно подводить людей, может быть, учить их аюрведе, йоге. Но что происходит? Вы получаете много людей вначале. Такова идея. Если вы учите людей, как вести здоровый образ жизни… Если вы учите людей: «Вы можете делать упражнения и таким образом стать сильными, здоровыми, вы сможете наслаждаться жизнью больше», то придёт много людей. Хорошо. Постепенно вы должны подвести людей к пониманию, что они должны предаться Кришне. И постепенно людей будет становиться всё меньше и меньше. Может быть, после двух лет останется два-три человека. Так? Поскольку до этого вы говорили им, что в действительности жизнь в этом мире хороша, у вас должны быть большие мышцы, и вы сможете наслаждаться… […]

Вы должны сказать, что в действительности всё, что вы говорили раньше – было чушью (nonsense), в действительности вы должны… (Смех в зале) Вы должны [сказать], потому что это чушь!

Другая вещь, которую вы должны сделать, это сказать людям прямо, что человеческая жизнь предназначена для самореализации, что не нужно тратить жизнь впустую. Вы получите двух-трёх человек вначале. Вы можете говорить с ними серьёзно с самого начала, обучать их правильно с самого начала. Вот как Шрила Прабхупада очень успешно распространил сознание Кришны по всему миру: имея твёрдую веру в послание «Бхагавад-гиты», считая его реальностью.

Я боюсь, что из-за этой косвенной проповеди у нас будут сотни людей, может быть, много людей, но все они – косвенные. […] «Не говори им, что мы – не тело!» (Смех в зале) «Они не готовы!» Всё станет косвенным. […] Вы можете посмотреть книгу «Бескомпромиссная проповедь в служении Шриле Прабхупаде», если она вам интересна. Там обсуждаются подобные вещи. (Преданного не слышно).

Конечно, мы не только обсуждаем академические темы (academic subject), мы также воспеваем, танцуем, [вкушаем] прасадам. Это радостный процесс. Мы видим, что по всему миру вначале люди не привлекаются философией или они её не понимают. Они приходят снова, чтобы воспевать, танцевать и [вкушать] прасадам. Они видят, что преданные так счастливы, им нравится приходить снова и снова. Это также можно отметить. […]

Вся идея косвенной проповеди в том, чтобы пришло много людей. Так? Потому что вы боитесь, что если вы скажете им правду, все они убегут. Если вы говорите косвенно: «Да…» Я не знаю, в чём заключается косвенная проповедь, какие глупости они говорят. Идея в том, чтобы пришло много людей. В действительности, если вы начнёте говорить правду, число людей будет сокращаться. Разве не так? Человек должен начать говорить о том, что нельзя есть мясо, играть в азартные игры, заниматься незаконным сексом, принимать одурманивающие вещества, что нужно вставать до четырёх утра каждое утро. Число [людей] может снизиться. Не так?

В России это связано с аюрведой, йогой, здоровой жизнью, они учат всему этому. Огромные толпы приходят послушать об этом. Но сколькие из них когда-нибудь примут сознание Кришны серьёзно? Это не так, что они собирают толпы людей, которые становятся серьёзными в сознании Кришны. Опять же, те, кто принимает это, все они также смешаны со всем этим мистицизмом, кундалини и всеми теми вещами, о которых мы говорили.

Приводите людей читать книги Прабхупады. Всё становится ясным благодаря чтению этих книг. Вы читаете книги Шрилы Прабхупады серьёзно? Изменения действительно происходят у тех, кто регулярно изучает книги Прабхупады. Они должны изменить сознание. Проповедь означает изменение сознания людей. Люди идут неверным путем, у них неправильные идеи. [Нужно] понять, что я не являюсь частью этого мира, я принадлежу духовному миру, я – слуга Кришны. Нужно изменить сознание людей.

Фрагмент лекции «The Peace Formula» (48:30 - 60:25). Лекция пока не переведена на русский язык

 

См. также:

Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Каждый должен понять, что Абсолют обладает непостижимыми энергиями
Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Прославлять Верховную Личность Бога — самая благоприятная деятельность
Сегодня Гаура-пурнима | Только благодаря особой милости Шри Чайтаньи Махапрабху самые падшие становятся самыми возвышенными
Прежде чем спрашивать — как быть терпимым, надо понять — что терпеть, а что терпеть не следует
Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Ишвара. В школе Бога атеисты получат двойку
Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Ишвара. Мы способны обрабатывать только очень ограниченное количество информации
Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Ишвара. В этом мире мы видим, что контроль исходит от личности
Если человек действительно продвигается в сознании Кришны, то естественным образом он желает помогать тем, кто пришел недавно, или тем, кто пришел давно, но сталкивается с какими-то трудностями
Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Ишвара. Тот, кто делает всё, что хочет, и ему не требуется помощь никого другого, — настоящий Ишвара
Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Ишвара. В «Бхагавад-гите» Господь Кришна снова и снова использует имя Ишвара в отношении Себя
Снова повторю — должно быть знание и понимание
Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Прабху. В конечном итоге дарует все плоды Кришна
Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Прабху. Кришна — Господин, даже если кто-то отрицает это
Если вы будете служить миссии Шрилы Прабхупады, я буду очень счастлив
Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Прабху. Кришна — Господин, повелитель. Мы — не повелители
 

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Пометить