Если вам нравится причинять боль другим, вы уподобляетесь ямадуту

    Опубликовано 26 февраля 2018

Кшатрий должен быть сильным. Кшатрий — это не отвратительный рембоподобный террорист. Его сила должна управляться разумом, а не слепой страстью. Кришна говорит в «Бхагавад-гите»: «Я сила сильных, лишённых материальных желаний, привязанности». То есть это не просто сила. Кшатрий — это не просто мускулистый боксёр. На самом деле он руководствуется дхармой, то есть высшим знанием.

Мы видим, что все Пандавы не только практиковали искусство сражения, но также слушали риши, получали знание о дхарме. Юдхиштхира сказал: «При помощи высшего знания необходимо покорить гнев, а не быть побеждённым гневом». Мы говорим о неконтролируемом гневе, но это также может означать гнев и каму, которые взаимосвязаны, то есть нужно контролировать своё низшее «я» — высшим «я». Когда человек идёт на поводу у гнева, он может сотворить ужасные вещи. Он может даже убить своего сына, когда выходит из себя, теряет голову, теряет самоконтроль. Юдхиштхира говорит, что, учитывая всё это, мудрый человек внимательно контролирует свой гнев.

Интересно, Юдхиштхира уходит от обсуждения темы наказания и прощения и сосредотачивается на теме гнева. Он подводит к общему знаменателю — желанию наказывать других. Если человек действительно желает наказывать других, у вас может быть такое желание… Вы уподобляетесь ямадуту, если вам нравится причинять боль другим. Обязанность царя — наказывать других, но это не значит, что ему это нравится, что он наслаждается тем, что ему нужно причинить кому-то боль, либо физическую, либо, бросив в тюрьму (это тоже вид боли — делать человека несчастным). Не нужно взращивать в себе такой дух. Напротив, человек должен желать другим счастья. Необходимо наказывать в определённых обстоятельствах, но не нужно смаковать перспективу сделать это. Юдхиштхира говорит, что тенденция потакать своему гневу — это очень плохо.

Если человек находится под влиянием гнева, если он теряет свою голову, если у него такой темперамент, это значит, что его разум нечист. Такой злобный темперамент, способность разгневаться в любой момент — это не благоприятно ни для кого.

Кришна говорит в «Бхагавад-гите» (16.21):

три-видхам наракасйедам
дварам нашанам атманах
камах кродхас татха лобхас
тасмад этат трайам тйаджет

Вожделение, гнев и жадность — это трое врат, ведущих в ад, и от них следует отказаться. Юдхиштхира говорит об этом. Чрезмерное наказание — греховно. Шрила Прабхупада отмечает это в комментарии, когда он говорит о Парашураме. Парашураму прославляют как воплощение Бога: кешава дхр̣ита-бхр̣гупати-рупа джайа джагадиша харе. Он тот, кто убивает кшатриев 21 раз. Но почему он это сделал? Из-за греха одного человека — Картавирьярджуны. И после этого он совершил искупление в Саманта-панчаке на Курукшетре. Шрила Прабхупада комментирует, что чрезмерное наказание греховно. Может быть, необходимо кого-то наказать. Но в случае чрезмерности это становится грехом.

Бхакти Викаша Свами, третий фрагмент лекции «Наказание и терпимость, часть 1»

 

См. также:

Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Каждый должен понять, что Абсолют обладает непостижимыми энергиями
Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Прославлять Верховную Личность Бога — самая благоприятная деятельность
Сегодня Гаура-пурнима | Только благодаря особой милости Шри Чайтаньи Махапрабху самые падшие становятся самыми возвышенными
Прежде чем спрашивать — как быть терпимым, надо понять — что терпеть, а что терпеть не следует
Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Ишвара. В школе Бога атеисты получат двойку
Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Ишвара. Мы способны обрабатывать только очень ограниченное количество информации
Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Ишвара. В этом мире мы видим, что контроль исходит от личности
Если человек действительно продвигается в сознании Кришны, то естественным образом он желает помогать тем, кто пришел недавно, или тем, кто пришел давно, но сталкивается с какими-то трудностями
Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Ишвара. Тот, кто делает всё, что хочет, и ему не требуется помощь никого другого, — настоящий Ишвара
Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Ишвара. В «Бхагавад-гите» Господь Кришна снова и снова использует имя Ишвара в отношении Себя
Снова повторю — должно быть знание и понимание
Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Прабху. В конечном итоге дарует все плоды Кришна
Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Прабху. Кришна — Господин, даже если кто-то отрицает это
Если вы будете служить миссии Шрилы Прабхупады, я буду очень счастлив
Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Прабху. Кришна — Господин, повелитель. Мы — не повелители
 

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Пометить