В ведической культуре к высшей категории людей относят тех, кто отказывается от материальных богатств ради духовных целей

    Опубликовано 23 ноября 2017

Естественно, большинство людей считает, что лучше быть богатым, чем бедным. Но в ведической культуре брахманы, высшая категория людей — это те, кто отказывается от материальных богатств ради духовных целей. Однако среди кшатриев и среди вайшьев считается престижным завоевывать новые территории и увеличивать свои богатства.

Можно поразмышлять: а почему человек стремится к богатству? Вот это имя Ратнаграбха [имя Вишну, означающее «тот, чье тело украшено бриллиантами» — ред.]. А что ценного вообще в бриллиантах? Ну, бриллиант у вас в руке, и что дальше? Можно почесать им голову, если она у вас зачешется. Если поссорились с мужем, можно швырнуть в мужа украшениями из бриллиантов. Почему ожерелье из бриллиантов считается ценнее ожерелья из стекла? Большинство людей вообще не различит, не увидит разницу между бриллиантом и стеклом. То же самое с золотом. У вас может быть золотое ожерелье или имитация золота, и никто не отличит.

Мы наделяем ценностью золото и драгоценные камни, поскольку они не разрушаются. Вы можете копаться в своем огороде и найти золотую монету, которой две тысячи лет, и она будет абсолютно не тронутой временем. То есть эта субстанция обладает ценностью, поскольку она не разрушается. Но особой ценности золото не представляет. Можно, конечно, сделать себе золотое блюдо и есть с него. Но можно есть и из бумажной посуды.

И эти вещи, такие как золото и драгоценные камни, использовались людьми на протяжении всей истории человечества, как деньги. На них можно было что-то обменять. Тогда как в настоящее время богатство измеряется даже не деньгами, а какими-то виртуальными, компьютерными счетами. Такое виртуальное богатство: открываете свой счет, заходите в онлайн-режиме в личный банковский кабинет и смотрите: у вас на счету миллион рублей. И вы испытываете при этом радость. Если у вас минус миллион рублей, долг в миллион рублей, то вы испытываете беспокойство и скорбь.

Итак, все же почему, почему человек стремится к богатству? Потому что богатство дает чувство защищенности. Человек думает: «Если я богат, значит, мне не грозит голод». Если у кого-то нет денег, он думает о том, что будет есть завтра, как сможет позаботиться о своих детях, о своей семье.

Но брахманы, отреченные брахманы, не стремятся обладать богатствами. Поскольку верят в то, что Кришна позаботится и обеспечит их всем необходимым.

И мы видим: что делают птицы, просыпаясь рано утром? Поют. Преданные делают то же самое. Они просыпаются и начинают петь. У птиц нет беспокойств, они не думают, где им найти деньги. Они не планируют, где они добудут свою пищу. Они просто поют. Они, конечно же, не философы, и они не думают о том, что Бог позаботится о них. Но они уверены в том, что пищу они добудут. Итак, преданный обладает верой в то, что Кришна позаботится обо всем. Хотя в человеческом обществе человек должен прилагать определенные усилия, совершать определенные действия.

Таким образом, богатство дает человеку чувство безопасности. (Конечно, есть много примеров богатых людей, которые очень быстро потеряли все свои богатства. В особенности те, кто инвестирует свои деньги в фондовый рынок. Такое случается довольно часто. Человек все свои деньги вкладывает в фондовый рынок и за один день может все потерять).

Другая причина, по которой люди хотят стать богатыми — для того, чтобы выделиться, чтобы показать: «Я выше тебя». Ишваро 'хам ахам бхоги (БГ 16.13-15). «Я — господин здесь, я — хозяин, я — наслаждающийся». Так думают демоничные люди. Из-за того, что в этой короткой жизни люди получили чуть больше богатства, чем окружающие, они считают себя выше других. Кроме того, богатого человека уважают. Уважают те, кто не обладают таким же богатством.

Я помню, давным-давно мы распространяли книги в Дании, где-то в году 1980-м, наверное. И преданные одевались в обычную кармическую одежду. И один преданный, Рави прабху, решил отличиться. Он надел костюм и пошел в нем распространять. И реакция людей была совершенно иная. Они думали, что он какой-то бизнесмен, и с уважением относились к нему. Люди думают, что если человек занимается бизнесом, значит, у него есть деньги. И они уважают такого человека. 

Помню, когда еще с Прабхавишну Махараджем мы проповедовали либо в Бангладеш, либо в Бангкоке (не помню точно, где), он рассказал мне историю. Когда он приехал в Австралию, на таможне его спросили: «А где вы берете деньги?» Они стали осматривать его личные вещи, его документы. И среди вещей был отчет о ферме Нью-Говардхана в Австралии, финансовый отчет. Может быть, вы не помните сами, на этой ферме был долг в миллион долларов. И таможенники открыли какой-то финансовый отчет, который был у Махараджа с собой, и увидели, что там долг в миллион долларов. И они почтительно вернули ему документы, поскольку поняли, что человек имеет дело с большими деньгами. Даже несмотря на то, что это был долг в миллион долларов. Они понимали, что это большие деньги, что человек имеет отношение к большим деньгам. И эти таможенники с большим почтением отнеслись тогда к нему, отпустили его, не стали как-то препятствовать его въезду.

Бхакти Викаша Свами, фрагмент лекции «Ватси, Ратнагарбха, Дханешвара»

 

См. также:

Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Каждый должен понять, что Абсолют обладает непостижимыми энергиями
Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Прославлять Верховную Личность Бога — самая благоприятная деятельность
Сегодня Гаура-пурнима | Только благодаря особой милости Шри Чайтаньи Махапрабху самые падшие становятся самыми возвышенными
Прежде чем спрашивать — как быть терпимым, надо понять — что терпеть, а что терпеть не следует
Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Ишвара. В школе Бога атеисты получат двойку
Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Ишвара. Мы способны обрабатывать только очень ограниченное количество информации
Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Ишвара. В этом мире мы видим, что контроль исходит от личности
Если человек действительно продвигается в сознании Кришны, то естественным образом он желает помогать тем, кто пришел недавно, или тем, кто пришел давно, но сталкивается с какими-то трудностями
Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Ишвара. Тот, кто делает всё, что хочет, и ему не требуется помощь никого другого, — настоящий Ишвара
Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Ишвара. В «Бхагавад-гите» Господь Кришна снова и снова использует имя Ишвара в отношении Себя
Снова повторю — должно быть знание и понимание
Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Прабху. В конечном итоге дарует все плоды Кришна
Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Прабху. Кришна — Господин, даже если кто-то отрицает это
Если вы будете служить миссии Шрилы Прабхупады, я буду очень счастлив
Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Прабху. Кришна — Господин, повелитель. Мы — не повелители
 

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Пометить