В материальном мире любовь преходяща и в конечном счёте причиняет страдания

    Опубликовано 6 октября 2017

Бхакти Викаша Свами (БВКС): В последнее время я даю лекции по Вишну-сахасранаме. Итак, имя 471-е, Ватсала. Кто-нибудь знает значение имени Ватсала?

Из зала: Бхакта-ватсала — защитник преданных.

БВКС: Нет, именно слова «ватсала».

Из зала: [неразборчиво]

БВКС: Буквально это означает «любящий». Он проявляет Свою любовь и заботится. Может быть, вы слышали слово «ватса», ватса значит телёнок. Одно из значений этого слова ватсала — тот, у кого много телят, поскольку Кришна — пастушок.

И это сравнение приводится здесь не случайно. Корова проявляет любовь к своему телёнку, и это является как бы вершиной проявлений любви. Это такая родительская любовь, любовь защитника, опекуна. Можете представить, насколько люди деградировали, насколько из их сердец ушла любовь, что они убивают коров. Почему же Кришна проявляет любовь? Почему корова любит телёнка?

Из зала: Телёнок полностью зависит от коровы.

БВКС: Ну, в России с прошлом люди тоже целиком и полностью зависели от Сталина, но нельзя сказать, что они испытывали к нему очень сильную любовь.

Из зала: [неразборчиво]

БВКС: Да, это хороший ответ. Но это не объясняет причину.

Из зала: [неразборчиво]

БВКС: Молоко и в магазине можно купить. Когда речь идёт о сознании Кришны, мы говорим о том, что Кришна любит и Кришну любят. Какая причина стоит за всем этим? Может быть, женщины ответят, потому что у них больше любви.

Матаджи: Просто нет причины.

БВКС: Абсолютно точно! Видите, женщина ответила. Это просто Его природа. Мы можем пытаться понять что-то при помощи логики, рассудка. Но любовь стоит выше этого, вне логики. Нам повезло, что Кришна — это Кришна, Он бхакта-ватсала, а не Сталин. Почему у людей есть врождённое чувство к благости, что всё должны быть хорошо? Если мы слышим о чём-то плохом, то нас это приводит в беспокойство, нам это не нравится. Если мы слышим, что кто-то мучил каким-то образом детей, нас это сильно расстраивает. Мы стремимся к тому, чтобы у всех всё было хорошо и замечательно.

Конечно, есть категория атеистов, которые считают, что всё есть материя. Но даже они имеют представление о добре и зле. Если всё лишь атомы, то какая проблема в том, что куча одних атомов в теле взрослого человека мучает и убивает кучу других атомов в теле ребёнка? Представление о том, что нет ничего превыше материи, противоречит представлениям о морали.

Большинство людей, даже далёких от философии или теологии, понимают, что всё должно быть хорошо, всё стремится к добру. И высшим проявлением этого добра как раз и является Бог. В английском языке слова «добро» и «Бог» похожи, созвучны. В санскрите тоже: «бхага», «бхагья» и «бхагаван». Бог есть добро, это основополагающий принцип. И это Его качество доброты проявляется в любви. Его называют бхакта-ватсалой, Он особую любовь, особую благосклонность проявляет к Своим преданным. Но на самом деле Он добр и милостив ко всем живым существам. Мы можем подумать: «Ну, особо-то милостивым Кришну нельзя назвать по отношению к Камсе, к примеру. И Камса не единственный демон, которого убил Кришна». Каким образом можно назвать это проявлением любви?

Кришна проявляет любовь к Своим преданным, заботится, защищает их, поскольку демоны причиняют беспокойство преданным. И милость Кришны по отношению к Камсе заключается в том, что Он остановил Камсу в его греховных действиях. И безусловно, те, кого убивает Сам Кришна, обретают освобождение. Отражение любви, которую Кришна проявляет ко всем живым существам, в особенности к Своим преданным, можно найти в материальном мире. Любовь в материальном мире — всего лишь отражение духовной любви. Отражение кажется похожим, но оно не тождественно оригиналу. Отражение луны в воде выглядит как луна, но не является луной. И это не просто отражение, а перевёрнутое отражение. В материальном мире любовь считают чем-то возвышенным. Но в этом материальном мире любовь преходяща и в конечном счете причиняет страдания. Я думаю, многие из вас имели такой опыт даже в этой жизни. У кого был такой опыт, что вы любили кого-то, хотели всего себя отдать, но со временем всё это приводило к страданиям?

Итак, Кришна предлагает подлинную любовь, не искусственную. Для того чтобы понять любовь Кришны, мы должны понять разницу между тем, что является полным, вечным, и тем, что является искусственным, несовершенным и временным.

Несмотря на то, что любовь может казаться чем-то привлекательным в этом мире… И в мирском отношении действительно это нечто прекрасное, привлекательное. Например, недавно я прочитал книгу, в которой рассказывается о женщине, которая в Индии усыновила 1,5 тысячи сирот. И она заботилась с любовью как мать об этих сиротах. Но тем не менее даже это не является вечной, чистой, беспримесной любовью. Безусловно это лучше, чем мучить сирот. Это лучше, чем пренебрегать ими. Но это совершенно иная категория по сравнению с любовью к Кришне, которая является естественной склонностью души.

Как бы сильно мы ни любили кого-нибудь в этом мире, всё равно мы вынуждены умереть. И наша любовь может привести к тому, что материальное положение объекта нашей любви улучшится, но всё равно оно останется иллюзорным. Стремление стать счастливым в этом материальном мире на самом деле противоречит природе души, которая выражается в том, чтобы быть с Кришной в духовном мире, любить Его в духовном мире. И если мы хотим постичь духовную любовь, любовь к Кришне, мы должны понимать, что любовь, которая встречается в материальном мире, является перевёрнутым отображением любви к Кришне.

Пример, который мы приводили, пример мирской любви — это любовь коровы к телёнку. Всего лишь пример для того, чтобы мы смогли на нашем уровне понять мирскую любовь.

Любовь к Кришне — чистая духовная любовь, она полностью бескорыстна. Она основана на чистом знании своего изначального положения. Любовь, которую Кришна проявляет к отдельно взятому живому существу, гораздо больше и сильнее всей любви всех матерей к своим детям. И для того, чтобы стать достойными такой любви, мы должны быть готовы отвечать взаимностью.

Бхакти Викаша Свами, фрагмент лекции «Ватсала»

 

См. также:

Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Сваямбху. Брахму тоже иногда называют сваямбху
Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Сваямбху. У Кришны есть такие качества, которые мы не можем проявить даже частично
Вайшнав должен тщательно избегать общения с обычными людьми
«Вишну-сахасра-нама» сосредотачивает нас напрямую на Кришне. Она помогает нам перестать фокусироваться на себе
«Шри Вишну-сахасра-нама» дает нам среду, благодаря которой можно разбирать разные темы «Бхагаватам»
Сначала нам нужно разобраться — в чем цель общества вайшнавов
Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Каждый должен понять, что Абсолют обладает непостижимыми энергиями
Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Прославлять Верховную Личность Бога — самая благоприятная деятельность
Сегодня Гаура-пурнима | Только благодаря особой милости Шри Чайтаньи Махапрабху самые падшие становятся самыми возвышенными
Прежде чем спрашивать — как быть терпимым, надо понять — что терпеть, а что терпеть не следует
Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Ишвара. В школе Бога атеисты получат двойку
Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Ишвара. Мы способны обрабатывать только очень ограниченное количество информации
Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Ишвара. В этом мире мы видим, что контроль исходит от личности
Если человек действительно продвигается в сознании Кришны, то естественным образом он желает помогать тем, кто пришел недавно, или тем, кто пришел давно, но сталкивается с какими-то трудностями
Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Ишвара. Тот, кто делает всё, что хочет, и ему не требуется помощь никого другого, — настоящий Ишвара
 

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Пометить