Мы беспомощны без Кришны

    Опубликовано 19 июля 2017

Высшая причина, сарва карана каранам — это Кришна. Каранам — то, посредством чего совершается действие. В конечном итоге все делается благодаря Кришне, человек предполагает, Бог располагает. Мы на самом деле ничего не можем сделать без Его санкции:

пракритех крийаманани
гунаих кармани сарвашах
аханкара-вимудхатма
картахам ити манйате (БГ 3.27)

На все, что мы делаем, влияют разные факторы деятельности, гуны природы. Тот, кто думает, что он независимый действующий, является большим глупцом и эгоистом. Почему? Потому что мы не можем ничего делать без санкции свыше.

Допустим, я говорю, что завтра поеду в Лондон. Теоретически можно так сказать, но мы не можем утверждать, что мы поедем, даже если у нас забронирован билет и распланирована поездка. Мы не знаем, что произойдет, может произойти все что угодно. Это может звучать тавтологично, но пока это не произошло, это не произошло. Мы не можем точно сказать, что это произойдет, потому что есть множество факторов, и конечный фактор — это дайва, или администрация Девы, Верховного Господа. Вот почему мы можем сказать: «Завтра я отправлюсь в Лондон, если Кришна этого захочет». Лучше так говорить. В исламе говорят «Иншаллах» (если Аллах позволит).

Потому что Он — конечная причина, мы не можем идти против этого, Он высший правитель. Если мы хотим сделать что-то, Он — высшая причина. И мудрый человек не приписывает себе заслугу: «Ой, я столько чудесного, столько замечательного сделал!» Культурный человек думает: «Если я делаю что-то хорошее, похвальное, то это по милости других, потому что мои родители и учителя воспитали меня, гуру обучил меня, и в конечном итоге все исходит от Кришны». <…>

Итак, в этой культуре мы не считаем: «Я столько делаю». Это неверное понимание. Мы должны пытаться действовать, делать все от себя зависящее, чтобы исполнять свой долг, делать то, что нужно, и мы должны понимать, что результат зависит от Кришны. Но при этом мы не должны, делая что-то плохое, говорить, что причиной тому Кришна. Если мы делаем что-то хорошее, нас будут прославлять, но мудрый человек не приписывает заслугу себе, а если он делает что-то нехорошее, он должен винить себя.

Человек материалистичный будет винить в плохом кого-то другого, а себе [приписывать заслуги] за хорошее. Он не признает тот факт, что не смог бы это сделать без помощи других. Так что понимание этих имен из Вишну-сахасранамы помогает видеть нам все в правильной перспективе, кто мы такие по отношению к Кришне.

Чтобы обрести знание о Кришне или даже знание о чем-либо, у нас есть познающие чувства — гьянендрии — глаза, уши, нос, кожа, язык, при помощи которых мы получаем знание о мире, но это возможно только посредством Кришны, благодаря Его помощи. И даже если мы что-то воспринимаем, пока мы не получили ведическое знание, мы будем неправильно все воспринимать.

Например, все воспринимают этот мир, но все видят его неправильно. Почему? Как это мы видим неправильно? Мы видим прямоугольное здание изогнутым? Нет, не совсем так. Мы видим с неправильным сознанием, мы все должны видеть в этом мире созданным Кришной и предназначенным для служения Кришне. Это называется юкта-вайрагья:

анасактасйа вишайан
йатхархам упайунджатах
нирбандхах кришна-самбандхе
йуктам ваирагйам учйате
(Бхакти-расамрита-синдху, 1.2.255)

Правильное отречение — это когда человек не привязан ни к чему, он рассматривает все и использует все как средство для служения Кришне. Но материалист видит все в этом мире предназначенным для собственного наслаждения. Когда материалист видит что-то, он думает: «Это замечательно для моего наслаждения». Но преданный видит, как все можно занять в служении Кришне. Мы все видим по-другому. У материалистов и преданных то же самое зрение, но понимание различается. Непреданные не видят, что Кришна за всем, и что бы мы ни делали, это все посредством Его милости, благодаря силе, которую Он вкладывает в нас. Он Хришикеша, Он господин чувств. Даже если у нас очень хорошие способности для восприятия, мы должны знать, что все исходит от Него, мы беспомощны без Него. Помимо чувств, есть ум, разум, и все в конечном счете в Его власти.

Шанкарачарья понимает «Каранам» в этом контексте как высшую причину и «Каранам» как дополнительную причину на всех этапах взаимодействия. В этом мире столько всего происходит, столько разных взаимодействий на атомарном уровне, на молекулярном. Например, вы съедаете рис, и в желудке кислоты взаимодействуют с ним, то есть происходит взаимодействие на этом уровне. Взаимодействия происходят между разными живыми существами. Люди могут сотрудничать друг с другом или сражаться, одно живое существо может съедать другое, это все взаимодействия, и на все это в конечном итоге влияет Кришна. <…> Все движется как в калейдоскопе, мир всегда движется и изменяется, таков мир. Эти изменения вызываются Кришной, и причиной неизменности тоже является Кришна. То есть Он также — принцип стабильности, благодаря которому вся реальность остается чем-то цельным. Так что как за стабильностью, неизменностью, так и за деталями этого мира, которые постоянно меняются, за всем этим стоит Кришна — Верховная Личность Бога.

Бхакти Викаша Свами, фрагмент лекции «Девах, Шри-гарбхах, Парамешварах, Каранам, Каранам»

 

См. также:

Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Каждый должен понять, что Абсолют обладает непостижимыми энергиями
Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Прославлять Верховную Личность Бога — самая благоприятная деятельность
Сегодня Гаура-пурнима | Только благодаря особой милости Шри Чайтаньи Махапрабху самые падшие становятся самыми возвышенными
Прежде чем спрашивать — как быть терпимым, надо понять — что терпеть, а что терпеть не следует
Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Ишвара. В школе Бога атеисты получат двойку
Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Ишвара. Мы способны обрабатывать только очень ограниченное количество информации
Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Ишвара. В этом мире мы видим, что контроль исходит от личности
Если человек действительно продвигается в сознании Кришны, то естественным образом он желает помогать тем, кто пришел недавно, или тем, кто пришел давно, но сталкивается с какими-то трудностями
Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Ишвара. Тот, кто делает всё, что хочет, и ему не требуется помощь никого другого, — настоящий Ишвара
Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Ишвара. В «Бхагавад-гите» Господь Кришна снова и снова использует имя Ишвара в отношении Себя
Снова повторю — должно быть знание и понимание
Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Прабху. В конечном итоге дарует все плоды Кришна
Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Прабху. Кришна — Господин, даже если кто-то отрицает это
Если вы будете служить миссии Шрилы Прабхупады, я буду очень счастлив
Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Прабху. Кришна — Господин, повелитель. Мы — не повелители
 

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Пометить