Там была статейка «Германия – Португалия 4:0». Я подумал: «А какое это имеет отношение ко мне?»

    Опубликовано 8 мая 2017

У нас есть очень высокий идеал, и также в нас есть много плохих желаний. Они не уходят очень быстро. У нас есть процесс садханы, мы должны следовать ему тщательно, но грязь в сердце может оставаться долгое время. Что же мы с этим делаем? Мы их [желания] не взращиваем. Тот, чей ум сосредоточен на чувственных объектах… У нас есть дурные тенденции, но мы не должны их культивировать. Потому что если мы их культивируем, мы начнем им отдаваться, удовлетворять их, и затем мы идём по спирали вниз. Или по крайней мере мы не поднимаемся вверх.

Недавно прошёл чемпионат мира по футболу. Я был тогда в Америке. И преданный, который путешествовал со мной, всегда говорил мне: «Вот это – на Фейсбуке, вот это – на Фейсбуке, вот это там разместили…» Матаджи Ханна здесь, она сделала мне страничку на Фейсбуке, я её даже не видел, я даже не знаю, как… Я сказал: «Ну хорошо, покажи мне, что там происходит». И затем я взглянул вниз и увидел статейку «Германия – Португалия 4:0». То есть выиграла Германия со счетом 4:0. Я подумал: «А какое это имеет отношение ко мне?» Если кто-то преданный, зачем ему это нужно?

Как миллионы людей по всему миру, я вырос в футбольной культуре. Я каждый день ходил на футбол, смотрел профессиональные матчи, играл в футбол. Какой-то интерес может иметь место, но если мы культивируем это – мы в майе. То есть это грубое телесное мировоззрение. На самом деле – это глупость. Но очевидно, что этот человек, который считал себя преданным, думал, что нормально – размещать такой комментарий в аккаунте на Фейсбуке, который должен быть посвящен сознанию Кришны. Могут быть и другие люди, у которых есть такие наклонности, но они не обсуждают это. Потому что если начнешь обсуждать – преданные собираются, и это уже не

мач-читта мад-гата-прана
бодхайантах параспарам
(БГ, 10.9)

То есть они не говорят о Кришне, они говорят о футболе или — в Индии — о крикете. Я видел, это происходит: преданные собираются и обсуждают крикет. Может быть, есть тенденция в уме привлекаться этим, но зачем это культивировать? Если мы это взращиваем, то мы никуда не движемся в сознании Кришны. Мы не продвигаемся. Мы должны думать о Кришне.

И хотя Шрила Прабхупада говорил: «В чем проблема?» Проблема в том, что мы не привыкли думать о Кришне. Мы должны культивировать в себе эту привычку думать о Кришне. Для этого существует процесс. И важная часть процесса в том, что мы должны развивать, то есть культивировать те темы, которые благоприятствуют сознанию Кришны. Мы должны их обсуждать, и не обсуждать те, которые неблагоприятны. То есть существует много грязных вещей в нашем сердце. Много привязанностей. Те из нас, кто приняли сознание Кришны в период юности, уже приобрели столько привязанностей. Может быть, дети, которые выросли в сознании Кришны, хотя им это не давалось, тоже начинают культивировать эти привязанности. Вот эти вещи нужно оставить. Хотя этот интерес может быть. Он может присутствовать.

Мы обсуждали с одним преданным: Украина, Россия, Америка. Похоже, что Америка хочет… Вы знаете, есть такая поговорка: обзови собаку и повесь ее. Вы говорите, что эта собака очень плохая, она вот это сделала. А собака на самом деле этого не делала. Но ваша цель – убить собаку. Вы говорите, что эта собака натворила то и это. И все злятся на неё. И они вешают собаку. Это похоже на отношение Америки: Россия сделала это и то, и всё, России нужно объявить войну! Похоже, что они в этом направлении движутся. Мы можем обсуждать такие вещи. Мы живём в мире.

Какие-то вайшнавы – традиционные вайшнавы, они вообще такое не обсуждают. Они, может, живут на Радха-кунде, они не обсуждают такие вещи вообще. Они очень строги. Они придерживаются только сознания Кришны и обсуждают свою внутреннюю политику. У них там нет политики между Россией и Америкой, но у них есть внутренняя политика. Но некоторые из них могут и это даже не обсуждать. Они приходят в ужас, когда думают о таких вещах. Но мы живём в этом мире, мы должны быть проповедниками. Мы должны сознавать до какой-то степени, что происходит в этом мире.

Я несколько раз это рассказывал. В 70-х годах я был в Лондоне в нашем храме и разговаривал с гостем, который сказал мне что-то про Каллагэна. Я спросил: «Кто?» Он сказал: «Каллагэн сказал то и это». Я спросил: «Кто?» Он ответил: «Премьер-министр этой страны!» Я жил в Англии, я был гражданином Великобритании, но не знал как зовут премьер-министра. Он подумал, что я глупец. И в каком-то смысле да. Нас не заботят такие вещи, но если нам совершенно безразлично, то как мы будем вообще проповедовать людям или как-то с ними наводить мосты?

Но если мы слишком погружаемся в это, читаем все эти политические комментарии или, когда встречаемся, обсуждаем долго, глубоко копаем историю Украины и психологию украинцев, каковы тайные цели американского правительства, что делает ЦРУ, что это все заговор евреев… Может быть, я не знаю… Потому что если есть тайный заговор, то никогда не узнаешь об этом. Может быть, какие-нибудь инопланетяне. Такая возможность тоже есть. Мы не знаем. Это может быть что угодно. Если вы не знаете, что это такое, то теоретически это может быть что угодно. Но если вы слишком погружаетесь, где грань?

По этой причине у нас есть лекции по «Бхагавад-гите», где мы обсуждаем темы, связанные с Кришной. Какое это имеет отношение к Кришне? Мы говорим об анартхах. Но это тоже темы, связанные с Кришной. Кришна дал эти темы. Кришна говорит об этом в «Бхагавад-гите», так что мы должны обсуждать эти темы в линии «Бхагавад-гиты» и не медитировать в своём уме. Мы – идеалисты в том смысле, что мы преследуем идеалы: говорить только о Кришне и думать только о Кришне. Но если мы только думаем… То есть никто ведь этого не видит, мы можем плохие вещи скрыть в своём уме. И на самом деле до какой-то степени в Кали-югу это возможно. В Кали-югу человека не наказывают за дурные мысли в уме, потому что считается, что в Кали-югу так трудно освободиться от плохого в уме, что человека не наказывают за это. В другие юги даже дурная мысль приводила к греховным реакциям, но в Кали-югу это не происходит. Но это не означает, что у нас есть лицензия на ментальное безумие. Это не разрешение для этого. То есть это правило не позволяет такие мысли, но и не наказывает за них.

Бхакти Викаша Свами, фрагмент лекции «Грязь в уме»

 

 

См. также:

Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Сваямбху. Брахму тоже иногда называют сваямбху
Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Сваямбху. У Кришны есть такие качества, которые мы не можем проявить даже частично
Вайшнав должен тщательно избегать общения с обычными людьми
«Вишну-сахасра-нама» сосредотачивает нас напрямую на Кришне. Она помогает нам перестать фокусироваться на себе
«Шри Вишну-сахасра-нама» дает нам среду, благодаря которой можно разбирать разные темы «Бхагаватам»
Сначала нам нужно разобраться — в чем цель общества вайшнавов
Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Каждый должен понять, что Абсолют обладает непостижимыми энергиями
Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Прославлять Верховную Личность Бога — самая благоприятная деятельность
Сегодня Гаура-пурнима | Только благодаря особой милости Шри Чайтаньи Махапрабху самые падшие становятся самыми возвышенными
Прежде чем спрашивать — как быть терпимым, надо понять — что терпеть, а что терпеть не следует
Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Ишвара. В школе Бога атеисты получат двойку
Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Ишвара. Мы способны обрабатывать только очень ограниченное количество информации
Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Ишвара. В этом мире мы видим, что контроль исходит от личности
Если человек действительно продвигается в сознании Кришны, то естественным образом он желает помогать тем, кто пришел недавно, или тем, кто пришел давно, но сталкивается с какими-то трудностями
Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Ишвара. Тот, кто делает всё, что хочет, и ему не требуется помощь никого другого, — настоящий Ишвара
 

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Пометить