Счастье в материальном мире подобно счастью от опорожнения кишечника

    Опубликовано 21 октября 2016

Все страдают в этом материальном мире. Понимание этого является первым стимулом в духовной жизни. Если все страдают в материальном мире, почему это нужно понять? Это же очевидно. Солнце в небе – это не нужно как-то понимать. То есть вы можете, конечно, пытаться понять это с позиции спекулятивной науки, как и почему, но все равно это очевидно – солнце в небе. И если все страдают, то это должно быть так же очевидно каждому. <…>

Если вправду все в мире страдают, то почему нам нужно понимать это? Все должны, к примеру, есть пищу, и нам не нужно об этом задумываться и как-то это понимать (если вы, конечно, не какой-нибудь диетолог). Тогда почему мы должны это понять? Кришна приводит примеры страданий в материальном мире. Рождение, старость, смерть, болезнь – не единственные страдания, но это естественные формы дукхи. Человек, пребывающий в знании, видит это, слушая послание ученической преемственности. Мы видим старость, болезнь, смерть. Так почему же это вопрос знания? Почему же понимание, что это страдание, является вопросом знания? Очевидно же, что это страдание.

Ответ дается в комментарии. Очень важным в данном стихе является словосочетание «гьяна-чакшуша». Люди, лишенные знания, не могут понять ни того, как живое существо оставляет свое нынешнее тело, ни того, какое тело оно получает в следующей жизни. Почему люди не понимают, что мы рождаемся снова и снова? Ответ в том, что мы теряем всякую способность постичь смену тела. Кришна говорит об этом в «Бхагавад-гите», ссылаясь на каму - материальные желания. Он говорит, что люди полностью сбиты с толку, и кама, то есть вожделение, уничтожает знание и понимание. Так что мы не понимаем, как мы перемещаемся из одного тела в другое, мы не понимаем, что это страдание. Может быть, есть люди, которые признают, что мы переходим из одного тела в другое. Но они не понимают, что это страдание. Опять же, гораздо раньше в «Бхагавад-гите» о них говорилось как о веда-вадарата – они признают, что перевоплощение существует, но они думают: «Как же мне наслаждаться из жизни в жизнь?» Это тоже своего рода глупость. <…>

Итак, этот мир – мир страданий. Мы можем сказать, что здесь есть также и счастье. Но счастье в этом мире сравнивается... Чтобы дать хороший пример, нужно сослаться на форму пытки, которая применялась раньше в Индии. Этот пример приводится в «Чайтанья-Чаритамрите». Можно предположить, что это была довольно популярная форма наказания. В «Чайтанья-Чаритамрите» она описывается как раджа-данда – правительственное наказание. Когда нужно было добиться от человека какой-то информации, его привязывали к доске, которая покоится на шарнире, голова у него в крайней позиции, затем его окунают в пруд и достают обратно. Голова окунается под воду, его там держат до того момента, когда он вот-вот сдохнет, затем его достают, он делает большой вдох, и его снова окунают. И так продолжается раз за разом.  

Итак, счастье в материальном мире сравнивается с облегчением, которое человек испытывает, когда его достают из воды, чтобы он глотнул воздуха, а затем снова его окунают.

Также Шрила Прабхупада рассказывал историю про Гопала Бана. <…> Царь сказал своему придворному шуту: «Только что мне сообщили, что одна из моих жен родила мальчика. Я чувствую такое счастье! Гопал, ты должен сочинить стихотворение, чтобы выразить мое счастье!» Гопал сказал: «Да, такое счастливое событие. Такое же счастье человек испытывает, когда испражняется». Царь очень рассердился. Он был бы счастлив отрубить голову любому другому человеку, который сказал бы ему такое. Но шута нельзя наказывать – это его работа, ему все сходит с рук. Поэтому царь спросил: «Как ты можешь так говорить? Это же такое благоприятное событие!» Гопал ответил, что позже все ему объяснит. И через какое-то время, когда все уже забыли об этом случае, Гопал пришел рано утром в покои царя, разбудил его и сказал, что он должен прямо сейчас пойти с ним. Царь подумал: «Ну, раз он так говорит, значит, у него есть основания для этого». И Гопал повел его к реке, сел в лодку и начал грести. Через некоторое время царь попросил: «Ты можешь причалить к берегу?» «Нет, нет!» И так продолжалось некоторое время. Вскоре царь уже умолял: «Греби к берегу!» Но Гопал отказывался, мол, нет, нет, сейчас очень неблагоприятно причаливать к берегу, он приводил разные доводы. Только тогда, когда царь уже был готов выбросить Гопала за борт, они причалили к берегу. И царь опорожнил свой кишечник. Гопал сказал: «Ну вот видишь!» Счастье опорожнения кишечника… Такое же счастье испытывает тот, у кого был запор, а через 4, 5, 6 дней… О, вы молились Кришне: «Кришна, пожалуйста, помоги мне опорожнить кишечник!»

Итак, счастье в этом мире – это облегчение от страданий. Сколько мы можем страдать? Мы сидим здесь, удобно устроившись, но мы страдали до этого. Мы должны знать об этом. И мы будем страдать в будущем. Мы будем страдать, если не будем сейчас совершать сат-сангу. Иначе мы всегда страдаем в той или иной мере. Например, у меня болит сейчас спина. Я привожу вам пратьякша-праману, вот непосредственное свидетельство того, что происходит.

У меня был опыт. Это случилось в августе 1977 года или, может быть, в начале сентября. В Дели я жил в арендуемом доме, в здании, которое служило тогда храмом ИСККОН. И у меня был очень болезненный абсцесс. Я вообще не знаю, может ли абсцесс быть не болезненным, просто вам сообщаю. Я не люблю принимать антибиотики. Но вот-вот нарыв нужно было уже разрезать. Конечно, можно было подождать, когда он разорвется сам, но он уже созрел для того, чтобы его разрезать. В те дни мы не тратили денег без необходимости, если вообще были деньги, чтобы их можно было потратить. Поэтому я пошел в государственную клинику, и нарыв вскрыли скальпелем безо всякой анестезии. Я почти потерял сознание. Знаете такое состояние, когда голова кружится, и вы вот-вот упадете. Вот у меня так голова закружилась. Я вообще ничего не видел. Были какие-то разноцветные точки в глазах. Было ужасно больно. У меня до сих пор есть шрам, могу показать. И когда я шел назад, было страшно больно, и я знал, что от этой страшной боли не буду спать ночью (это было вечером) и еще, может быть, ночь после этого проведу без сна. И я подумал: «Это та боль, которую я буду испытывать из жизни в жизнь. Это просто часть жизни в материальном мире».

Многие люди приходят ко мне со своими проблемами: у меня такая проблема… Ну, тебе повезло, у большинства людей много проблем! И они рассказывают мне о своих проблемах, и иногда это может превратиться в целую «Махабхарату», они продолжают и продолжают рассказывать. Но мой стандарт таков: какой бы ни была ваша проблема, может быть еще хуже. Какой бы ни была ваша проблема, есть много людей в этом мире прямо сейчас, у которых гораздо худшие проблемы. Поэтому считайте благословением свои проблемы, как говорили мои ирландские родственники. Иными словами, примите свой жребий. Вы просто должны его принять, каким бы он ни был.

Бхакти Викаша Свами, фрагмент лекции «Сильные страдания – природа этого мира»  

 

См. также:

Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Каждый должен понять, что Абсолют обладает непостижимыми энергиями
Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Прославлять Верховную Личность Бога — самая благоприятная деятельность
Сегодня Гаура-пурнима | Только благодаря особой милости Шри Чайтаньи Махапрабху самые падшие становятся самыми возвышенными
Прежде чем спрашивать — как быть терпимым, надо понять — что терпеть, а что терпеть не следует
Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Ишвара. В школе Бога атеисты получат двойку
Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Ишвара. Мы способны обрабатывать только очень ограниченное количество информации
Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Ишвара. В этом мире мы видим, что контроль исходит от личности
Если человек действительно продвигается в сознании Кришны, то естественным образом он желает помогать тем, кто пришел недавно, или тем, кто пришел давно, но сталкивается с какими-то трудностями
Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Ишвара. Тот, кто делает всё, что хочет, и ему не требуется помощь никого другого, — настоящий Ишвара
Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Ишвара. В «Бхагавад-гите» Господь Кришна снова и снова использует имя Ишвара в отношении Себя
Снова повторю — должно быть знание и понимание
Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Прабху. В конечном итоге дарует все плоды Кришна
Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Прабху. Кришна — Господин, даже если кто-то отрицает это
Если вы будете служить миссии Шрилы Прабхупады, я буду очень счастлив
Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Прабху. Кришна — Господин, повелитель. Мы — не повелители
 

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Пометить