О вайшнавской одежде и культуре

    Опубликовано 25 февраля 2015

Очевидно, что культура, основанная на следовании шастрам и очищении и в конце концов направленная на сознание Кришны, — лучше, чем культура, которая основана на чувственном наслаждении. Мы можем подумать: «Ну какая разница, как вы одеваетесь: футболку вы носите, джинсы или дхоти, сари?» Какая разница? Разницы, может, и нет, потому что в конце концов все это зависит от нашего сознания.

Когда я приезжаю в какие-то страны мира, включая ту, в которой я сейчас нахожусь, я надеваю джинсы и футболку. Джинсы такого благопристойного стиля. Хотя некоторым местным преданным потребовалось привести меня в презентабельный вид, потому что когда я впервые попытался надеть на себя западную одежду, я толком не разбирался во всем этом. И когда я ношу эту одежду, я не чувствую, что мне хочется пойти выпить пива, поскольку я ношу западную одежду и должен следовать, соответственно, западной культуре. То есть совсем не обязательно, что наше сознание стаскивается вниз, если мы так поступаем. Но опять же в этом есть символизм, есть отождествление с определенной культурой, с отношениями, которым сопутствует такая одежда. Конечно же, во многом для санньяси безопаснее носить одежду санньяси. Для них может быть опасно носить другую одежду.

Просто в качестве примера: однажды я летел на самолете в страну, где мне я должен был носить невайшнавскую, то есть гражданскую западную обычную одежду. И я был в Азии. Не в этой Азии, а в юго-восточной. По крайней мере, тогда (это было около 20 лет назад) западный мужчина, путешествующий в той части мира, был лакомым кусочком для какой-нибудь азиатки. И ко мне подошла одна стюардесса и начала по-дружески со мной беседовать. Я подумал: «Подождите-ка, она что-то слишком дружелюбна со мной». Я снял кепочку и сказал: «Я преданный Харе Кришна». И ее как ветром сдуло (смех в зале).

Итак, одежда санньяси защищает, хотя само по себе это еще не гарантия. Но это благоприятно, как советует Шрила Бхактивинода Тхакур. Он носил одеяние судьи, когда шел в суд, но не в другое время. И он конкретно сказал: «Я буду носить ту одежду, которую любят преданные Чайтаньи Махапрабху». Есть описание одежды, какую одежду они носили. В частности в одном месте говорится «трикхачи», то есть дхоти, сложенное в определенной манере. Также «панчакхачи».

Итак, сознание Кришны лучше уживается с этой культурой. Это не вопрос только одной одежды, но многих аспектов. Это отражается на каждом аспекте нашей жизни, и многие люди даже не сознают это. Многие люди даже не сознают, насколько мы культурно обусловлены. Мы просто считаем, что это нормально, потому что мы выросли в определенной культуре. Мы просто думаем, что определенный образ действия, мышления, речи — это норма. Британцы, другие европейцы, которые путешествовали в разных частях мира, относились к другим людям как к дикарям из-за отличающейся от них манеры поведения и одежды. Они считали свой уровень культуры стандартом, а других — нецивилизованными.

Немного вернусь назад. Есть идея, что тот, кто одевается очень просто, считается человеком низкого класса. Но мы видим: Шанкарачарья из Канчи. Его очень уважали по разным причинам,. Чандра Шикхарендра Свамигал, он практически не носил одежды, такой культуре следовали санньяси в его традиции. Он носил какую-то просто короткую набедренную повязку, прикрывая нижнюю часть тела, и немного одежды, какой-то отрез материи на плече. Но с нашей точки зрения, он очень культурен. Не надо думать, что все должны так одеваться, но это была его санньяса, и он воплощал традицию, многовековую традицию.

Бхакти Викаша Свами, фрагмент лекции «Почему преданные должны следовать ведической культуре»

 

См. также:

Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Сваямбху. Брахму тоже иногда называют сваямбху
Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Сваямбху. У Кришны есть такие качества, которые мы не можем проявить даже частично
Вайшнав должен тщательно избегать общения с обычными людьми
«Вишну-сахасра-нама» сосредотачивает нас напрямую на Кришне. Она помогает нам перестать фокусироваться на себе
«Шри Вишну-сахасра-нама» дает нам среду, благодаря которой можно разбирать разные темы «Бхагаватам»
Сначала нам нужно разобраться — в чем цель общества вайшнавов
Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Каждый должен понять, что Абсолют обладает непостижимыми энергиями
Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Прославлять Верховную Личность Бога — самая благоприятная деятельность
Сегодня Гаура-пурнима | Только благодаря особой милости Шри Чайтаньи Махапрабху самые падшие становятся самыми возвышенными
Прежде чем спрашивать — как быть терпимым, надо понять — что терпеть, а что терпеть не следует
Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Ишвара. В школе Бога атеисты получат двойку
Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Ишвара. Мы способны обрабатывать только очень ограниченное количество информации
Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Ишвара. В этом мире мы видим, что контроль исходит от личности
Если человек действительно продвигается в сознании Кришны, то естественным образом он желает помогать тем, кто пришел недавно, или тем, кто пришел давно, но сталкивается с какими-то трудностями
Вишну-сахасра-нама («Тысяча имён Вишну»). Ишвара. Тот, кто делает всё, что хочет, и ему не требуется помощь никого другого, — настоящий Ишвара
 

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Пометить